Приглашаем вас на курс «Понимание сексуальности». От других курсов Института Ньюфелда он отличается тем, что затрагивает «взрослые» темы и ориентирован на родителей подростков и на взрослых людей, желающих исследовать тему собственной сексуальности. Курс посвящён формированию сексуальности с точки зрения модели развития Гордона Ньюфелда и теории привязанности.
Часто мы считаем, что на сексуальность влияет культура, принятые в обществе нормы или модные веяния. Но всё это только придаёт форму сексуальности, диктует, как сексуальность должна выражаться.
Нас же интересует именно психология сексуальности. В чём заключаются её движущие силы, откуда она берётся, что влияет на ее формирование? Ответы на эти вопросы являются более важными для понимания сексуальности, нежели изучение форм её выражения.
Поэтому в первую очередь я хочу проговорить, о чём мы НЕ будем говорить на курсе.
Мы НЕ будем говорить о физиологии секса и медицинских аспектах сексуального влечения, то есть сексологию оставим сексологам.
Мы НЕ будем говорить о гендерных ролях и «предназначениях» — женщина должна/не должна, мужчина должен/не должен, и если они будут выполнять предписания, будет всем счастье и наслаждение, женщинам бусики и новое платье, мужчинам деньги и продвижение по карьерной лестнице. В общем, темы «женских» и «мужских» тренингов мы оставим их гуру.
Мы НЕ будем говорить о культурных нормах, о том, что принято или не принято в нашем обществе с точки зрения проявления сексуальности. Нормы меняются от поколения к поколению и от культуры к культуре и могут быть интересны антропологам или историкам, но не скажут нам ничего полезного о нашей собственной сексуальности.
О чём же мы будем говорить? О том, что наша сексуальность — это отражение нашей психики, а не чего-то другого. И на формирование нашей сексуальности влияют те же процессы, которые влияют на наше психо-эмоциональное развитие. Сексуальность не может быть отделена от психологических динамик, она зависит от них, как бы наслаиваясь на них.
1. Взаимосвязь сексуальности и привязанности
В первую очередь, мы никогда не сможем понять сексуальность без понимания привязанности. Потому что сексуальное влечение — это то же стремление к близости, но уже в новом измерении, или скорее «голод по близости» в новом измерении». Сексуальность управляется привязанностью, она движима привязанностью. И это то, что мы рассмотрим в первую очередь.
Наша сексуальность настолько развита, насколько развита наша способность к отношениям: уровни привязанности, застревание или текучесть иерархии внутри отношений, поляризация привязанности — всё это влияет на формирование сексуальности.
2. Взаимосвязь сексуальности и психологической уязвимости
Сексуальные контакты создают почву для душевных ран. Во время секса выделяется гормон окситоцин, который обладает связующим эффектом привязывания друг к другу, что может привести к эмоциональной травме, когда выясняется, что я ничего не значу, что я не важна/не важен для партнёра, с которым был половой контакт. Хотя ещё вчера его/её отношение ко мне не имело такого большого значения.
Сексуальные контакты являются одним из основных источников травмирующих переживаний, особенно для подростков, поэтому недостаточно, чтобы секс был безопасен физически и защищал от заболеваний и ранних беременностей. Нам необходимо охранять безопасность наших детей посредством крепкой связи с заботливыми взрослыми — чтобы они были в состоянии пережить травмирующий опыт сексуальных отношений или сексуальной травмы.
С другой стороны, если защиты от уязвимости существуют ещё до того, как сексуальность вступит в свои права, это будет очень сильно влиять на формирование сексуальности и сексуального поведения. Распущенное поведение «на показ», насилие в сексе, сексуальное пользование партнёром, беспорядочные половые связи — всё это проявления сексуальности на фоне защит от уязвимости.
3. Взаимосвязь сексуальности и психологической зрелости
Только со зрелостью развивается способность принимать во внимание все необходимые факторы. Чтобы сексуальный контакт был эмоционально здоровым, не причинял эмоциональных травм, необходимо быть способным смешивать чувства: влечение и тревогу, желание обладать сокровищем и страх перед драконом, готовность обнажиться и учитывание возможных последствий.
Нам необходимо помогать нашим подросткам развивать эту способность, помогать находить свои смешанные чувства в отношении своей сексуальности и своих намерений. Только со зрелостью развивается способность испытывать единение, совместность без потери отдельности: я осознаю как свои собственные потребности, так и потребности других, я могу брать в расчет как свои чувства, так и чувства других.
Это ключ к способности заботиться, быть внимательным к другому и брать в расчет чувства и границы другого. Это ключ к эмоциональной восприимчивости и чуткости. Это следствие психологической зрелости, и лишь она может привести подростка к способности быть с другими, не утрачивая самого себя, своей отдельности.
Тема сексуальности включает в себя все аспекты нашего эмоционального и психологического развития. Чем лучше мы поймём связь сексуальности с привязанностью, с уязвимостью и со зрелостью, тем лучше мы поймём нашу собственную сексуальность и особенности формирования сексуальности наших детей. И тем успешнее мы сможем направлять их, делиться своей мудростью, помогать им строить здоровые отношения с их собственной сексуальностью. Тем лучше мы сможем защитить их от невыносимых душевных ран, помочь пережить травматичный опыт и не совершить непоправимых ошибок.
Нам нужно подойти к этой теме осознанно, вооружившись знаниями, и я верю, что с помощью курса мы сделаем это. А я буду вашим проводником на пути понимания сексуальности. Курс проходит онлайн, и у вас будет возможность задавать мне вопросы. Доступ к записям сохранится до конца лета. Также вы сможете получить свидетельство о прослушивании курса. Приходите! Я буду рада видеть вас в группе!
Ольга Писарик
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, предлагаем вам еще несколько статей по теме.