Обзор фильма «Волшебное зеркало, или Двойные неприятности»

Volshebnoe-zerkalo-ili-Dvojnye-nepriyatnosti.jpg

Предлагаем вам обзор семейного фильма «Волшебное зеркало, или Двойные неприятности» с точки зрения теории привязанности.

Недавно мы с детьми посмотрели немецкий фильм «Волшебное зеркало» (снят в 2019 году). Это история о мальчике Фридо, его семье и одноклассниках. Фридо на вид лет 12. Он не очень охотно учится, ему непросто выполнять просьбы мамы, делать уроки, держать комнату в порядке.

Однажды на ярмарке чудес Фридо находит волшебное зеркало, в котором видит свое отражение. И это отражение выходит из зеркала, став его двойником. Причём таким двойником, который делает всё то, что не нравится Фридо. Вместо десерта он готов съесть порцию супа, а вместо игр – часами делает уроки.

Друг Фридо, узнав о двойнике и представив себе, какие невиданные возможности сулит этот двойник, тоже захотел себе такого. А потом такие двойники появились у всего класса. И эти двойники такие правильные, такие послушные и удобные для взрослых, что стали постепенно вытеснять самих детей из их жизни. Двойники хотели бы занять место настоящих детей. И дети уже почти поверили в то, что взрослые действительно предпочтут им тех идеальных детей.

Тревожность

Конечно, нам, взрослым, очень хочется, чтобы дети старались выполнять наши просьбы, следовать за нами, принимали бы наш авторитет. Но так бывает не всегда. Желание быть для нас хорошими кроется в привязанности. А именно в привязанности на уровне принадлежности и верности.

Именно на этом уровне ребёнка тянет быть с нами на одной стороне, быть верным нашим общим принципам и ценностям, быть частью семьи, команды, класса, какой-то единицы общества. Когда отношения крепки на уровне верности, ребенок естественным образом хочет слушаться (конечно, не ежесекундно, но всё же). Для ребенка приятно угождать своим взрослым, подчиняться и быть для них приятными в общении и поведении.

Однако и в семье, и в школе чаще всего мы видим обратное. Детям не хочется выполнять бесконечные просьбы взрослых. И это приводит к тому, что дети видят в глазах взрослых укор, они как будто становятся по другую сторону. На сторону невыполненных дел, несделанных уроков и неразложенных вещей.

Мы помним, что привязанность является жизненно важной связью, поэтому ее прерывание даже в таком виде дети воспринимают как разделение, как разрыв, который надо залатать. Так, возможно, идеальный двойник сможет это сделать? И действительно, очень быстро отношения начинают налаживаться. Родители и учителя рады и довольны. Оценки по тестам отличные, можно весь день не сидеть в школе, ведь за тебя там учится безупречная копия.

Кажется, что всё здорово, даже замечательно. А вот главным героям что-то совсем не сладко. Идеальные двойники хотят полностью занять место детей, и им в какой-то момент даже начинает казаться, что родители и учителя и вправду выберут не их, а тех, кто всегда готов к урокам и ест брокколи вместо чипсов.

Переживания главного героя очень сильны. Ему кажется, что он, такой, какой он есть, не нужен, что он не подходит под рамочку ожиданий своих взрослых. И тут мы уже видим разделение на уровне значимости: я не важен, я не особенный для своих взрослых, я не исключительный, я не дорог.

Детям жизненно важно получить от нас два приглашения: приглашение быть в нашей жизни, а это значит, что глаза взрослых светятся любовью и радостью при виде ребенка, сообщая ему, что он дорог, любим, значим. А второе приглашение — это принятие. Своими словами и действиями мы сообщаем ребенку, что принимаем его таким, какой он есть.

Помня о том, что поведение детей напрямую зависит от того, как обстоят дела с привязанностью, мы, родители и учителя, можем думать именно в этом направлении: как сделать привязанность для наших детей безопасной, как укрепить ее, как дать ребенку понять, что мы его уважаем, ценим, хотим быть вместе, что мы рады ему.

После этого фильма мои дети несколько дней были под впечатлением и искали подтверждения нерушимости нашей связи: «А если бы были дети, такие же, как мы, но всегда послушные, кого бы ты выбрала?», «И что же ты выберешь — чистых, умытых детей или нас, но с мешком гнилой картошки?» И тут ответ, конечно, только один.

Наука об игре: введение

Внутри каждого из нас есть источник неиссякаемой щедрости, тепла, любви, как его называет Гордон Ньюфелд. И мы, конечно, любим и ценим своих детей и учеников. Однако очень важно передать им это ощущение любимости, чтобы они могли на него опереться и расти.

Так как «Волшебное зеркало» — это фильм-сказка, то и сюжет, конечно, разворачивается сказочно. Получится ли вернуть двойников обратно в зеркало? Будут ли взрослые любить обычных детей? Всех карт, наверное, раскрывать не стоит, вдруг вам захочется вместе с детьми посмотреть этот фильм и поразмышлять вместе с ними об идеальных детях и родителях.

Елена Фурдак

Дорогие читатели, вот несколько статей для вас в продолжение темы.

Агрессия курс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *