«Тревожный чемоданчик» для ребенка

«Trevozhnyj-chemodanchik»-dlya-rebenka.jpg

О том, как помочь ребенку во время запланированного или вынужденного переезда, либо поездки в новое и незнакомое место в условиях неопределенности, статья Юлии Фоминой, студентки Института Ньюфелда. 

И запланированные, и внезапные поездки или переезд способны встревожить даже взрослого. А для детей и подростков любой переезд или поездка в неизвестность – это большой стресс, который может быть не всегда очевиден для взрослых. 

Как понять, что ваш ребенок испытывает стресс в условиях запланированной, или не очень, поездки:

  • Ребенок крайне капризен. Истерика и слезы становятся его способом коммуникации. 
  • Ребенку невозможно угодить. Его пожелания, просьбы и требования сменяются с высокой скоростью. 
  • С ребенком невозможно договориться. Привычные способы коммуникации перестают работать. 
  • Ребенок становится очень требовательным и начинает командовать взрослыми. Он вдруг начинает вести себя как маленький командир и сердится от того, что взрослые его не слушаются. Он начинает отдавать распоряжения и говорить, что взрослым надо делать и как именно это нужно делать. 
  • Ребенок становится очень тревожным. Он просит быть все время с мамой, в некоторых случаях буквально хочет быть только на руках. Может начать бояться того, чего раньше не боялся, например, страх темноты, монстры под кроватью, оставаться один в комнате. 
  • Может отказываться выходить на улицу или идти в ранее запланированное место, даже если это увлекательный досуг, по мнению взрослого.
  • Ребенок может отказываться идти в новую школу или сад. Отказывается от знакомства с новыми людьми. Не хочет учить новый язык. Не хочет знакомиться с новой страной или городом. 

Ребенок может буквально или образно цепляться за вещи из дома; сильно скучать по друзьям, зацикливаться на всём, что связано с темой дома. 

ИНТЕНСИВ 1

Мы можем наблюдать регресс в развитии. Ребенок вдруг отказывается делать то, что он уже умел, либо физиологически становится не способен делать то, что уже делал давно. Например, начинается энурез, ребенок отказывается самостоятельно есть, одеваться. Он может просить вернуть подгузники, хотя уже ходил без них и т.д. Для детей постарше – это бунт, отказ убираться в комнате, забывчивость, рассеянность.

Или же, наоборот, ребенок очень собран, мало или вообще не плачет, не грустит, но у него появились сильные вспышки агрессии, неконтролируемого поведения, либо сильная тревога, новые страхи или фобии. А возможно, навязчивые действия или повторение одного и того же.

Эти и другие неочевидные признаки могут быть свидетельством того, что ребенок переживает стресс от разлуки с домом. Эти признаки могут проявляться как по одиночке, так и в комплексе. Даже наличие одного из признаков может служить сигналом внимательнее присмотреться к ребенку. 

Как могут помочь взрослые

Давайте посмотрим, что нужно собрать в «тревожный чемоданчик» для ребенка. 

  • Перед поездкой объяснить ребенку, куда едете, зачем и почему. Важно помнить, что чем меньше ребенок, тем больше его эмоциональное состояние зависит от взрослого: взрослый – это «лакмусовая бумажка» настроения ребенка. 

Дети в любом случае будут чувствовать нашу тревогу, особенно если переезд стрессовый и внезапный. Однако уверенные действия родителя, проговаривание и позитивный настрой, а также юмор и игра помогут не только разрядить обстановку, но и поддержат ребенка. 

Важно знать, что родитель – это опора для ребенка, даже если ребенок уже в подростковом возрасте, ведь у нас от подростков больше ожиданий, чем от детей помладше. Подросткам может быть намного сложнее, чем кажется. 

  • Чем старше ребенок, тем больше подробностей о реальной обстановке мы можем им дать. Лучше всего говорить объективно, нейтрально, с позитивными установками, дать ощущение, что всё под контролем взрослого. 
  • Не стоит давать нереалистичных обещаний. Не стоит вводить ребенка в заблуждение, например, о длительности пребывания вне дома, если неизвестно, когда вернетесь. 

Стоит сказать, как есть, например: «нам нужно уехать, я не знаю точно, когда мы сможем вернуться. Но мы обязательно вернемся, как только будет такая возможность». Или, если вы не планируете возвращаться, показать ребенку перспективу жизни в новом месте, но быть готовыми к тому, что ребенок будет грустить по дому. 

  • Важно принимать эмоции ребенка и давать ему их прожить с нашей поддержкой. 
  • Если есть такая возможность и время – возьмите с собой в поездку любимые вещи ребенка. Если это переезд навсегда – возьмите, по возможности, максимальное количество любимых игрушек ребенка, особенно если ребенок дошкольного возраста. Если такой возможности нет – дайте ребенку выбрать одну или несколько его любимых игрушек или вещей, к которым он привязан. Это важно для ребенка. 

Чем меньше ребенок, тем больше он привязывается к рутине. Любимые вещи дадут ему ощущение дома и стабильности. Они же помогут ему грустить о доме. 

  • Слезы и грусть ребенка – это не плохо, а наоборот – это то, что поможет ему адаптироваться к переменам. Дайте ему такую возможность, с опорой и эмоциональной поддержкой на родителя или человека, который о нем заботится.  
  • Можно сделать «Шкатулку памяти». В любую коробочку можно сложить маленькие вещи, которые будут напоминать ребенку о доме. Это могут быть фотографии, запахи, предметы из вашего дома. 
  • Проявить понимание, терпение и сочувствие к ребенку. Не стоит ожидать, что он может также быстро адаптироваться к новым условиям, как и взрослый. Нужно дать ему возможность проживать состояние, в котором он находится. 
  • Снизить ожидания от ребенка, свести их к минимуму – и относительно его повседневных рутинных действий, и относительно его поведения. 
  • Если мы видим, что ребенок не справляется с чем-то, будь то действия или эмоциональные переживания, нужно прийти ему на помощь. Чем меньше ребенок, тем больше ему нужно участие взрослых, особенно в новой обстановке. 
  • Нужно давать ребенку прямые и косвенные сигналы – что бы ни случилось, я всегда твоя мама (папа). Я всегда тебя люблю, несмотря ни на что. Ставить на первое место отношения, а не быт. 
  • Закрывать глаза на то, что ребенок разбил чашку, не вымыл посуду, не сделал домашнее задание, не хочет выходить на улицу. 

Во время адаптационного периода, если ребенок отказывается делать то, что он уже давно освоил – дайте ему возможность не делать это, приходите на помощь, не корите. Когда ребенок адаптируется, он вернется в свою привычную колею. 

Лучшее, что можно сделать для своего ребенка в такой момент – это прийти ему на помощь, не читать нравоучений, дать ему время, не подгонять, дать много внимания и мягкости в отношениях. 

В стрессовых условиях ребенка нужно «отогреть» в утробе из безопасности и покоя в отношениях. 

Привязанность, отношения с его взрослыми людьми – это тот универсальный рецепт, который поможет ребенку справиться со стрессом.

Юлия Фомина

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей для вас.

Летние цены

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *