Самый простой секрет обучения состоит в том, чтобы задействовать ритуалы привязанности, которые во многом облегчают образовательный процесс.
Как порой трудно бывает обучать детей! Особенно по понедельникам! Почему так происходит именно в первый день учебной недели или в другие моменты?
В теории развития на основе привязанности мы говорим о том, какие факторы способствуют обучаемости. И для маленьких детей, по умолчанию незрелых, ключом к успешному обучению является привязанность к учителю.
Чтобы ребёнок хотел учиться у этого конкретного учителя, привязанность к учителю должна быть активирована. За выходные или каникулы эта связь тает, и нам надо каждый раз заново настраиваться друг на друга подобно тому, как мы настраиваем радио, чтобы слушать музыку без помех. Настраивать связь — задача заботящего взрослого.
Какие способы настроить связь очень доступны и эффективны? Это, конечно, приветствие и улыбка. Если потратить пару минут на теплое приветствие, сказать, как мы рады видеть детей, спросить, какие новости у них, это в считанные мгновения разбудит ту связь, которая между нами уже есть.
Можно предложить детям оценить свое настроение от 1 до 10 или описать свое текущее состояние прогнозом погоды: «у меня идет дождь», «буря и град», «ясно и жарко».
Если дети входят в класс рядочком, можно приветствовать их у дверей каким-то особым способом: дать пять, стукнуться кулаками, коснуться мизинцами мизинцев, присесть на корточки, вместе повернуться вокруг своей оси, подмигнуть, похлопать в ладоши. У двери можно повесить небольшой список с рисунками-схемами, на одну из которых ребенок мог бы указать, выбрав способ приветствия.
После выходных важно напомнить о том, что нас уже связывает: мы так здорово с вами на прошлой неделе рисовали, какую сказку удивительную прочитали, помните наш эксперимент? И вот уже урок не кажется необитаемым островом, чужим и непонятным, ведь мы проложили туда несколько мостиков, посветили фонариком на знакомые тропинки.
Если в начале урока учитель даст план занятия в общих чертах, это тоже добавит уверенности детям в том, что урок не бесконечен, что это нам по силам.
Зарядка, физминутка, песенка, скороговорка — это тоже простые вещи, смягчающие сопротивление детей. Они добавляют игривости, живости и радости в учебный процесс.
Многое можно применять и на онлайн занятиях: помахать каждому ребенку, проверив звук микрофона и камеру, предложить показать любимую игрушку, познакомить всех со своим питомцем, устроить мини-экспозицию картин или поделок после урока.
В конце урока мы можем сказать, как здорово будет встретиться снова, что нас ждёт много интересного на следующем уроке. Мы словно перекинем мостик к новой встрече и еще раз покажем, что нам радостно учить именно этих детей. Важно, чтобы они знали об этом — ведь так приятно приходить к тому, кто тебе рад.
Елена Куцика
Дорогие читатели, подробнее о ритуалах привязанности можно прочитать в подборке статей.