Всё ли можно считать игрой? О том, что является истинной игрой, каковы ее свойства и в чём ее важность, рассказывает Мария Половинкина, преподаватель Института Ньюфелда и ведущая курса об игре.
Я была поражена, когда лет в 30 узнала, что то, что я считала игрой – ею не является! Удивительное дело, как язык путает нас: мы используем одни и те же слова для разных явлений и в результате утрачиваем суть.
Например, мы говорим «настольная игра, игра на музыкальных инструментах, спортивная игра, видеоигра», и так далее, но во всех этих случаях может не быть и следа от истинной игры.
Для того чтобы определить, что же такое игра, мы посмотрим на ее основные характеристики. Гордон Ньюфелд выделяет 7 характеристик. Рассмотрим несколько.
Игра – это НЕ работа
В истинной игре процесс всегда будет важнее результата! Если вы играете только ради того, чтобы победить, то не сможете насладиться самой игрой.
В игре мы сосредоточены на действии, мы не ищем легких путей, наоборот, часто, чтобы игра продолжалась, мы усложняем ее. А теперь взгляните с этой точки зрения, например, на игру на пианино: если ребенок играет только ради экзамена или хорошей отметки учителя — это не игра для него, а работа (к сожалению, для большинства моих одноклассников в музыкальной школе так и было).
Замечали, как дети иногда говорят «давай поиграем без очков», «не на выигрыш», «просто так» и т. д.? Вот это как раз шаг от работы в сторону игры. У нас, взрослых, «талант» превращать любую деятельность ребенка в работу, переключая внимание на результат.
Игра — это понарошку
Хорошо, скажете вы, раз игра — это Не работа, не на результат, то я как минимум пару раз в день играю… когда ем! А вот и нет, еда не будет считаться игрой, хотя процесс, конечно, приятный, и мы любим его продлевать, но Игра — это понарошку (не всерьез). А когда мы едим, у нас есть совершенно реальные последствия (и часто от этих последствий непросто избавиться).
С другой стороны, мы можем как будто бы есть, и дети часто так играют: строят свои кафе, приглашают нас на чаепитие с плюшевым мишкой. И вот это уже игра!
Важно, что мы, взрослые, часто приписываем игре взрослые мотивы и очень боимся некоторых игр. Я нередко слышу опасения родителей, если их дети играют в войну, убивают и умирают в игре, проигрывают смерть и (о, ужас!) похороны, женятся по нескольку раз и разводятся, берут на себя «сомнительные» (с точки зрения взрослых) роли и т.д. и т.п.
Однако игра тем и отличается, что в ней отсутствуют последствия реальной жизни. А жизнь реальная настолько полна событиями разными, что игра — это самое лучшее (а иногда и единственное) место, где можно эти события пережить, выразить и осмыслить.
Игра — это ВЫДОХ
Итак, чтобы игра была истинной, она не на результат, понарошку, и еще важно, чтобы она была ЭКСПРЕССИВНОЙ. Что это значит? А то, что в игре мы не просто сторонние наблюдатели, мы ее активные участники. Как раз это и отличает игру от мира развлечений.
Почему для нас так увлекательны развлечения (видеоигры, соцсети, сериалы и т.д.)? Потому что они помогают нам отвлечься от того, что ранит, тревожит. Игра же, наоборот, помогает нам все это выразить, ВЫДОХнуть, проявить.
Нет ничего плохого в развлечениях как таковых, но сегодня они заполняют все пустоты нашего свободного времени, ведь доступ к ним как никогда прост (мы буквально носим их с собой в кармане). Конечно, тот же просмотр фильма может стать для нас игровой площадкой, но только если это подталкивает к движению собственных эмоций. Например, мы соотносим себя с героем или свою жизнь с сюжетом, а может, фильм подталкивает нас к грусти или слезам (вообще чудесно!).
И еще… как это ни парадоксально, но именно в игре мы знакомимся с собой настоящим! Мы, взрослые, часто испытываем трудности с тем, чтобы войти в игру. У детей же все получается просто и вдохновенно. Они готовы играть и играть, если у них достаточно места от обучения и развлечений.
Мария Половинкина
Фото: canva.com