Создаем деревню привязанностей в школе

Sozdaem-derevnyu-privyazannosti-v-shkole.jpg

Деревня привязанностей в школе — это залог того, что дети будут чувствовать себя безопасно, смогут учиться эффективнее и взаимодействовать друг с другом более дружелюбно. Что можно сделать для создания такой деревни? Предлагаем вам прочесть опыт канадских школ.

Опыт канадских школ. Часть II. Начало тут.

Что можно делать для создания деревни привязанностей на уровне всей школы?

1. Собрания по понедельникам

Каждый понедельник ученики и родители направляются в спортзал в начале дня. Учителя распределяют учеников, чтобы те сидели вместе со своим классом. Родители рассаживаются по периметру спортзала вместе с персоналом. Директор, как правило, ведёт встречу, приветствуя учеников, персонал и родителей в школе, знакомя их с предстоящими мероприятиями и сообщая информацию о том, что будет на этой неделе.

ВНИМАНИЕ

Также на таком собрании ученики могут спеть вместе, посмотреть слайд-шоу о своей школьной жизни или послушать доклады, подготовленные сверстниками или учителями. Затем каждый класс быстро отмечается о приходе и получает доброе напутствие на неделю, после чего ученики идут на уроки.

Такое собрание удовлетворяет нескольким потребностям. Вспомогательный персонал (учителя-ассистенты по работе с учащимися, консультанты и ассистенты по образованию) имеет возможность быстро наладить контакт с учащимися, находящимися в группе риска.

Учителя имеют возможность пообщаться с родителями. Ученики, которые испытывают трудности с пунктуальностью (школа находится в центре города), не изолируются, а вовлекаются в общественную жизнь уже при входе в школу.

2. Переход к новому учебному году

В школе в г. Кэмпбелл-Ривер (о-в Ванкувер) решили, что вся первая учебная неделя будет состоять из ритуалов завладевания, перекрывания и сватовства. Учащиеся возвращаются к своему прошлогоднему учителю (*в канадских школах классу каждый год назначается новый учитель – прим. перев.), где проводят некоторое время, восстанавливая связи со взрослыми. В конце недели этот учитель отводит учеников небольшими группами к “принимающему” учителю и по очереди представляет каждого ребёнка: “Это такой-то такой-то, он очень хорош в…, ему нравится… и так далее”.

3. Приветствия по утрам

В другой школе города Кэмпбелл-Ривер решили, что администрация и учителя каждое утро перед началом занятий будут находиться на детской площадке и у входа в школу. Учеников встречают по приезде автобуса, а также по мере того, как их высаживают родители, и приглашают на уроки.

4. Приятели

В рамках школьной программы под названием “Проект “Надежда” школа в Бернаби (пригород Ванкувера) организовала ряд иерархических связей для своих учеников. Ученикам местной средней школы подбираются приятели из начальной школы. Часто знакомства происходят на основе интересов или способностей. В школе в Нанаймо сделали то же самое, за исключением того что ученику средней школы подбирается ребенок из “группы риска” из начальной школы. Для учащихся средней школы, которые затем будут руководить своими младшими приятелями при участии в мероприятиях, направленных на укрепление их взаимоотношений и сильных сторон, предусмотрена определенная подготовка и обучение.

5. Школьные прогулки

Школа в центре города ввела ежедневные прогулки. За двадцать минут до большой перемены все ученики и сотрудники надевают обувь и куртки и отправляются на двухкилометровую прогулку. Все классы идут вместе, болтают и иногда поют хором. Родителей приглашают присоединиться к прогулке или поддержать это мероприятие, помогая на пешеходных переходах. Вспомогательный персонал сопровождает классы и учеников, которые идут в стороне. Беседы происходят в то время, как вся школа наслаждается свежим воздухом и активным отдыхом.

6. Средние школы создают небольшие сообщества

В одной из недавних статей в журнале “Лидерство в сфере образования” описывается замечательная практика, введенная одной средней школой в попытке создать возможности для учащихся выстроить взаимоотношения со взрослыми, находящимися в здании. Вся школа была разделена на так называемые “домашние” комнаты, где происходят встречи каждый день в течение всего года.

По понедельникам ученики встречаются со своим классным руководителем и обсуждают или проясняют любые предстоящие события и анонсы. По вторникам проводится какая-то “учебная” деятельность (выстраивается стратегия обучения, что-то, что может помочь им стать лучшими учениками). По средам и четвергам ученики могут принести задания с любых уроков и получить помощь от своего классного руководителя.

Дети от 2 до 7

А в пятницу вся школа участвует в каком-то общественном мероприятии. Если есть какие-то опасения по поводу кого-то из учеников (систематические прогулы, трудности в учебе, проблемы в общении и т.д.), то эта информация передается классному руководителю, который разбирается в происходящем. Именно классный руководитель выступает в защиту ребенка, следит за тем, чтобы школьное сообщество узнало о каких-либо конкретных или специфических учебных или социальных потребностях, и является тем, кто регулярно контактирует с учеником.

7. Проект “Надежда” начальной школы им. Морли

Начальная школа им. Морли (г. Бернаби) пригласила всю общину (*сообщество соседей, местных жителей, живущих в одном районе/городке – прим. ред.) построить деревню привязанности. В дополнение к регулярному проведению курсов “Жизненно важная связь” учителя встречаются на постоянной основе, чтобы сотрудничать и работать вместе, учащиеся привлекаются к участию в мероприятиях по развитию сообщества, а члены общины приходят в школу, чтобы поддерживать и устанавливать связь с учащимися. Учителя и члены общины имеют возможности для систематического профессионального развития и ознакомления с подходом развития детей на основе привязанности.

8. Полуденные клубы

Выявив, что неструктурированное свободное время может быть самым трудным испытанием для незрелых учеников, школы организовали полуденные клубы и мероприятия, чтобы дети могли общаться друг с другом. Родители и члены общины, а также учителя и школьный персонал призываются к тому, чтобы содействовать, делясь своими навыками и предоставляя возможность учащимся наладить контакт со взрослым (или с несколькими взрослыми). Примеры: рукодельные клубы, фотоклубы, занятия спортом, игровые комнаты, книжные клубы и т.д.

9. Походы

В средней школе района Нанаймо в начале учебного года устраивается поход. Родители привозят детей на место стоянки и помогают с установкой палаточного лагеря. Дети проводят два дня в лагере вместе с учителями и родителями, которые смогли остаться, и участвуют в различных мероприятиях. Родители могут приехать (и остаться или уехать) в любое время. Мероприятия разработаны таким образом, чтобы ученики могли наладить контакт со взрослыми.

Собрано и записано Лиз Крокер

Перевод Ирины Шокур, Надежды Шестаковой
Редактура Надежды Шестаковой

Фото: photogenica.ru

В продолжение темы еще несколько статей для вас.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *