Ребенок витает в облаках

от alphapar
Ребенок витает в облаках

Что делать родителю или учителю, когда ребенок витает в облаках, не обращает внимание на наши просьбы, расфокусирован или легко отвлекается? Предлагаем прочесть отрывок из книги Тамары Ньюфелд Страйджек и Ханны Бич «Не упускайте своих школьников».

«Не упускайте своих школьников», глава 9. Ребенок с головой в облаках. Издательство «Ресурс».

Представьте себе такую картину:
Аарон раскрашивает картинки в альбоме, сидя за партой. Вы замечаете, что он не убрал за собой кубики, в которые играл на перемене. Вы просите Аарона убрать кубики. Он не говорит «Нет». Не вспыхивает от злости. Не сопротивляется. Он просто продолжает раскрашивать, как будто не слышит вас.

Или так:
Петра смотрит в окно и, кажется, вообще вас не слышит, когда вы привлекаете внимание класса. Это та самая девочка, которая часто забывает принести в школу домашнюю работу или не доделывает ее. У нее в рюкзаке куча бумажек, и ей с колоссальным трудом удается удерживать внимание. Некоторые называют ее мечтательницей. Звучит знакомо?

Для того чтобы направлять и учить детей, нам необходимо их внимание. Что происходит, когда нам не удается заполучить его? Это одна из самых неприятных проблем для учителя. Мне приходилось оказываться в подобных ситуациях, как и большинству педагогов.

Часто такое поведение заставляет нас настаивать на своем активнее, говорить громче или даже заставлять детей подчиниться с помощью угроз. Но если разобраться, что на самом деле происходит в этот момент с ребенком, мы обязательно найдем более эффективные варианты реагирования.

Так что же происходит? Есть несколько причин, почему ребенок не обращает на вас внимания.

1. Возможно, ребенок находится в состоянии «потока»

Аарон может пребывать в своей вселенной, наслаждаясь раскрашиванием, которое его полностью поглотило. Иногда ребенок настолько глубоко погружается в свою деятельность, что его сознание блокирует любую другую информацию, в том числе и голос учителя! Может показаться, что он делает это намеренно и проявляет неуважение, но некоторые люди (и дети, и взрослые), занимаясь каким-то делом, умеют отключать абсолютно все остальное.

2. Возможно, ребенок — мечтатель и легко отвлекается

Некоторые дети, такие как Петра, погружаются не столько в саму деятельность, сколько в свой внутренний мир. Одна мысль перетекает в другую, им становится сложно фокусироваться на чем-то еще или помнить, что нужно делать в данный момент. Ими управляют мечты, и они заменяют реальность. В классе же что-то новое происходит каждую минуту. Ребенку сложно следить за всем происходящим и выполнять действия, которых вы ожидаете от него. Это также затрудняет возможность заручиться их вниманием.

3. Возможно, ребенку трудно переключиться

Детям, погруженным в свой мир, как Петра, может быть трудно пе- реключаться с одной задачи на другую. Это свойство сопровождает ребенка-мечтателя от детского сада до старших классов. Переходы в целом нелегко даются маленьким детям.

Корень проблемы Аарона может заключаться просто в том, что он еще маленький, и поэтому ему трудно быстро закончить одно дело и взяться за другое. Часто дети с таким же трудом перестраиваются на нового взрослого, который о них заботится.

Например, Аарону трудно в начале учебного дня и после уроков, когда надо отпустить маму и перейти под крыло учителя, — и наоборот. Но как только нам удастся завладеть им, он будет чувствовать себя хорошо в течение всего оставшегося дня. А когда мама приходит забирать его из школы, Аарону может быть сложно отпустить уже нас.

Такие же сложности могут возникнуть при переходе из класса в класс и от учителя к учителю в течение учебного дня. Зная об этих особенностях, не принимайте поведение таких детей на свой счет, а старайтесь предпринять необходимое в конкретной ситуации, чтобы облегчить переход от одной задачи к следующей.

Важно завладеть вниманием таких детей и умело перекинуть мостик к следующему виду деятельности или к следующему ответственному за ребенка человеку.

Что необходимо в моменте?

Ребенку бывает сложно переключаться от одного дела к другому, он может отвлекаться или полностью уйти в то, что делает в данный момент, — в любом из этих случаев необходимо завладевание. Вернитесь мысленно ко второй части книги, где мы обсуждали значение фразы «завладейте, прежде чем управлять». Это важно для всех детей без исключения, но для тех, кто легко отвлекается и теряется в своих мыслях, завладевание просто необходимо.

Оптимальный способ завладевания ребенком, который не слышит вас, заключается в возобновлении отношений, но никак не в повышении громкости голоса. На практике это чаще всего означает приблизиться к ребенку, стать физически близким к нему, войти в его мир, пусть и всего на мгновение. Установить с ребенком зрительный контакт и показать, что вы понимаете, как, наверное, трудно и неприятно перестать делать что-то, что доставляет ему такое удовольствие (если ребенок находился в «потоке»). И затем, после этой минуты нахождения на связи друг с другом, можно напомнить, что необходимо сделать сейчас.

В чем всегда нуждается такой ребенок?

Возможно, ему требуется чуть больше времени для переключения между видами деятельности. Вероятно, вам необходимо проявить чуть больше терпения и гибкости, если вы видите, что ребенок находится не там, где, на ваш взгляд, ему сейчас стоило бы быть.

Некое подобие сценария или указание направления могут помочь такому ученику более эффективно работать в классе. Можно, например, сказать: «Когда я называю твое имя, я хочу, чтобы ты посмотрел на меня, даже если ты еще не закончил то, что сейчас делаешь». Действуйте таким образом, прежде чем ребенок сам не привыкнет поступать именно так.

В то же время постоянная работа над построением крепких отношений помогает ребенку чаще оставаться «заземленным». Его связь с вами может оказаться именно тем, что необходимо для того, чтобы услышать вас и почувствовать себя полноценно присутствующим в реальной ситуации.

Ханна Бич, Тамара Ньюфелд Страйджек

Источник: «Не упускайте своих школьников», глава 9. Ребенок с головой в облаках. Издательство «Ресурс».

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас о внимании.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.