«К черту орфографию!»: история Джонатана Муни, писателя-дислектика

от alphapar
К черту орфографию! история Джонатана Муни, писателя-дислектика

Джонатан Муни — писатель-дислектик, спикер, преподаватель, активист и основатель национальной организации по наставничеству и защите интересов людей с особенностями в обучении. Его личный и профессиональный опыт полезен тем, кто сталкивается со сложностями в системе образования — и со стороны ученика, и со стороны учителя.

Джонатан Муни был одним из тех детей, которые не могли усидеть на месте и которых в начальной школе то и дело выставляли в коридор. На занятиях он не мог сидеть молча. В слезах он прятался в уборной, лишь бы не читать вслух. На нем висели до боли известные ярлыки: плохой ребенок, тупой ребенок, ребенок в группе риска.

В четвертом классе у Джонатана диагностировали дислексию, в шестом классе он на время бросил школу, а в 12 лет у него был план самоубийства. Ему повсюду твердили, что он бросит школу, что будет зарабатывать на жизнь гамбургерами, что такие люди, как он, обычно попадают в тюрьму.

Однако Джонатан окончил Университет Брауна с отличием по специальности «английская литература». Как ему это удалось? Все дело в его учителе, и вот как он сам об этом рассказывает:
«Мистер Р., мой учитель в третьем классе, спрашивал всех своих учеников, в чем они действительно хороши и кем они хотят стать, когда вырастут. Мне было трудно ответить на этот вопрос, ведь я то и дело слышал, что со мной всё не так.

Тем не менее я сказал своему учителю, что хочу быть писателем, потому что люблю рассказывать и слушать истории, но я не думал, что действительно смогу это осуществить — из-за своей ужасной орфографии. Мне было девять лет, и мистер Р. посмотрел прямо на меня и сказал: «К черту орфографию». Как подтвердят мои редакторы, я последовал совету мистера Р.».

Джонатан считает, что именно педагоги могут быть ангелами перемен, а образование — мощным инструментом для личных и социальных преобразований. Он исследует силу связи и взаимоотношений между учеником и учителем и считает, что именно отношения привязанности — основа преобразующей учебной среды.

В своих книгах и выступлениях писатель предлагает конкретные стратегии поддержки учителей в том, чтобы создавать положительную «я-концепцию» ученика, в то время как многие дети, такие, как он сам в прошлом, считают себя «глупыми и ленивыми».

Джонатан Муни уверен, что нужно находить и развивать положительные, сильные стороны ученика, и это очень зависит от того, как учитель смотрит на ребенка.

Также большое влияние на желание ребенка учиться и на его упорство в преодолении трудностей играет семья, — уверен Муни. «Каждую пятницу вместо школы мы c мамой тратили время на то, чтобы преуспеть в чем-нибудь. Мы прилагали усилия к развитию моих сильных сторон. Она буквально называла это «однажды настанет хороший день».

Мы тратили время на познание мира. Мы занимались тем, что искали мои таланты, говорили о том, как мне найти свой путь в этом мире — с моими способностями, а не недостатками, с моими возможностями». По мнению писателя, именно это время с мамой открыло ему путь в высшее образование и дальнейшую творческую жизнь, преобразовывающую мир.

Джонатан хорошо прочувствовал на себе, насколько ошибочно в образовании считать, что в конкретном возрасте все дети должны уметь конкретные вещи. Одни уже обладают какими-то навыками, другие могут быстро схватывать, но немало и таких учеников, которые не успевают за остальными. И это не значит. что они ленивы. Это не значит, что их невозможно обучить. Если у них это не получается, значит, что-то пошло не так, что-то не дозрело в головном мозге: функции памяти или внимания недостаточно развиты.

К тому же в разные периоды времени созревают разные зоны мозга, так что время расставит все по своим местам, лишь бы за ранние годы обучения ребенок не потерял веру в себя и интерес к познанию.

Как много в этом плане может сделать поддерживающая среда дома и в школе! Учитель может поддерживать авторитет тех учеников, которые отстают, говорить с детьми о их сильных сторонах. не давать в обиду тех, кто не силен академически. Родители могут поддерживать веру детей в себя, в свои способности, в необходимость терпения и труда.

К сожалению, многие учителя не понимают того, как важно не противопоставлять учеников по их успеваемости. Это очень плохо влияет как на отличников — так как вызывает у них чувство превосходства над другими, так и на детей, которые имеют сложности в учебе.

Педагоги ориентируются на прописанные нормы, что ученик должен уметь делать. Джонотан Муни с сокрушением замечает: «Мы видим нормы везде и всюду.⁣ Мы живем в мире норм, которые постоянно используются, чтобы ранжировать нас, судить нас, помещать нас в соответствующие категории.⁣ Но эта измерительная линейка неточна, потому что нет объективного понимания того, что действительно является нормой.⁣

Норма — это статистическая выдумка, не больше и не меньше. И даже разные подходы в обучении детей сегодня не приветствуются. Мы все больше подвергаем остракизму тех, кто не вписывается в наши представления о норме, используем ярлыки, которые в действительности субъективны. Как-то друг спросил меня, когда я наконец возьмусь за ум. И я задумался, а действительно ли я такой уж никчемный? И пришел к выводу, что ограниченными не рождаются, ими становятся».

Джонатан осознал, что дело не в его необучаемости, и не в синдроме дефицита внимания, а в том, как на него смотрели все вокруг — учителя, одноклассники, родные. Как они относились к его особенности. Что они видели. «Недопустимо, чтобы кого-то унижали из-за того, что его мозг немного другой, и не вписывается в нормы, прописанные в образовательных документах». С осознанием этого к Муни вернулась вера в свои силы и дерзновение в учебе.

Помогаем детям учиться

Также Джонатан переживает, что зачастую царствующий в школе бихевиоризм очень сильно мешает взаимопониманию учителей и учеников. Вот что он пишет по этому поводу: «Мы создали большую часть нашей учебной атмосферы с помощью кнута и пряника. Во многих учебных заведениях считается, что хорошие дети сидят на месте. Хороший ребенок — уступчивый ребенок. В то время как таким подвижным молодым людям, как я, присваивается определение плохих.

Учебная среда построена на мифе, что надлежащее и хорошее поведение — синоним покладистости. «Да что с тобой такое?» Если бы я получал монету в пять центов каждый раз, когда я слышал это в своей жизни! Просто мое поведение не вписывалось в нормы представлений о том, что хороший ребенок тождественен усидчивому ребенку. А вообще-то из трудных детей вырастают интересные взрослые», — заключает Муни.

Человек, который не умел читать до 12 лет, написал свою первую книгу на старшем курсе университета, получил множество наград, так как работал во имя социальных изменений и справедливости, и помог создать организации и инициативы, которые помогают людям, которым не повезло.

«Я основал свою первую некоммерческую организацию в своей комнате в общежитии в колледже, которая превратилась в национальную организацию по наставничеству и защите интересов людей с особенностями в обучении. С тех пор я создал ряд инициатив по социальным изменениям по всей стране, которые решают различные социальные проблемы, такие как: безработица среди молодежи, сохранение колледжей, предпринимательство в творческой экономике и развитие рабочей силы, благополучие и городская политика, и многое другое.

Эти проекты были признаны за свои социальные инновации и за их влияние: но более важным, чем награды, является тот факт, что эти организации и проекты изменили жизнь людей».

Материал подготовили: Наталья Лысак, Галина Стрелец

Сайт Джонатана Муни: https://www.jonathanmooney.com/

Книги Джонатана Муни на английском: https://www.jonathanmooney.com/books

Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей для вас.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.