Чем отличается игра от работы и почему в истинной игре результат не является самоцелью? Об этом статься Ханны Бич.
Пришло время весенних каникул, и у моего сына появилась возможность провести две славные недели без школы. Мне было очень интересно наблюдать за тем, как ценности нашей нынешней культуры, ставящие акцент на продуктивность и результат, периодически прокрадывались в мое сознание. И я обнаружила, что мне приходится вновь возвращаться тому, что я считаю истиной, — а именно, к важности свободной игры. К тому, что она чрезвычайно необходима для нашего эмоционального здоровья и благополучия.
Я знаю это. Я говорю об этом. Я пишу об этом. Я защищаю право игры быть частью современной системы образования и очень сознательно стараюсь выкроить время и место для свободной игры в нашей повседневной жизни. И все же на этой неделе я заметила, как гнет общественных установок постепенно наваливается и на меня. Я почувствовала, как в груди зарождается неприятное сжимающее ощущение. Обнаружила, что борюсь с мыслью: а может, я недостаточно стараюсь и нужно делать больше?
Позвольте мне отступить на шаг и объясниться.
У меня трое детей, двое из них уже взрослые люди и живут своей жизнью, а младшему сыну, который живет с нами, исполнилось двенадцать лет. Он проводит огромное количество времени за игрой. С началом подросткового возраста его игра стала меняться. Если раньше он использовал свое воображение для игры, то теперь он склонен часами читать, импровизировать на фортепиано и играть с соседскими детьми на улице.
Но в первую неделю каникул мой сын нашел себе проект. Очень большой проект. Ему и еще трем его друзьям, живущим по соседству, пришла в голову мысль построить крепость в лесу рядом с нашим домом. Ребята буквально загорелись этой идеей. С утра до вечера они таскали в лес всякую всячину. Каждый день сын возвращался домой с порозовевшими щеками и ледяными руками, полный восторга и впечатлений. В понедельник сын с товарищами, упаковав завтрак и перекус в рюкзаки, отправились в свою крепость на весь день. Сын забегал домой всего лишь раз, чтобы пополнить запасы еды и сходить в туалет, и не возвращался до 6 вечера! «Вы не поверите, как это круто! Вы не поверите, как у нас там классно! Мы нашли череп козла!»
Крепость, которую мой сын построил со своими друзьями
В тот же вечер, когда мы с мужем пили чай и болтали о прошедшем дне, разговор зашел о том, как же здорово, что сын так увлечен своим проектом. Я спросила мужа, может, купить еще материалов? Может быть, как-то помочь? Может, купить досок и гвоздей, чтобы он смог построить крепость попрочней?
Мой мудрый муж мягко ответил: «Ханна, он так увлечен этим проектом, его все устраивает. Он просыпается каждое утро и спешит туда. И он не просит материалов. Дети довольны тем, что могут найти в лесу. Они творят. И если мы предложим сыну «настоящие материалы», это может лишить его ощущения, что это его проект. Это также сможет сместить его творческий потенциал в сторону взрослой «оптики», и он станет думать о том, как сделать крепость «лучше», а не просто получать удовольствие от игры. Если он что-то попросит, тогда и подумаем об этом – но пока давай не будем брать на себя инициативу, потому что дети в восторге от найденных обломков и им все нравится так, как есть. Давай не будем помещать нашу взрослую версию «лучшего» в воображаемый мир нашего сына». А потом муж рассмеялся и сказал: «А знаешь, ведь это ты научила меня этому, это ты всегда была инициатором подобных бесед, когда дети были помладше. Так в чем же дело?»
А дело в том, что я оказалась не застрахованной от влияния нашей культуры. И мне нужно было это мягкое напоминание. Мне не обязательно делать все «лучше». Мне не нужно лезть в игру моегосына со своим взрослым взглядом на то, как должна выглядеть «хорошая» крепость. Ведь таким образом я могла непреднамеренно (хотя и из лучших побуждений) превратить «игру» моего ребенка в «работу».
Свободная игра детей не нуждается в нашем участии. На самом деле она должна быть полностью свободна от него
Свободная игра — это священное место. Это сосуд, в котором процветают обучение, рост, чувства и открытия. Здесь детские идеи претворяются в жизнь наиболее безопасным способом. В игре дети могут созидать и разрушать снова и снова, отрабатывая свою фрустрацию в пространстве, свободном от последствий реальной жизни. Игра — это то, как дети осваивают свою жизнь. Это то, как они изучают окружающий мир, избавляются от фрустрации и тревоги и осмысляют свой опыт, каким бы угрожающим и переполняющим он ни был.
Игра – это не «приятный бонус», она жизненно необходима для наших детей. Игра действует как выпускной клапан, выполняет роль репетиционной площадки жизни и помогает детям познать самих себя такими способами, которым невозможно научить.
Я знаю это в глубине души, более того — я обучаю этому других! Но я также живу в культуре, которая давит и подталкивает нас. Когда нормой является постоянное стремление быть лучше, быстрее, продуктивнее, преображать и обновлять все и вся, то доверять природе и придерживаться того, что на самом деле полезно для нашего здоровья, может стать для нас сложной задачей. И если что-то становится обычным и общепринятым, это не делает его естественным и полезным.
Я благодарна этой неделе за напоминание о том, чтобы просто позволить игре быть такой прекрасной, как она есть, и дать ей удержать это непритязательное пространство для раскрытия человеческого потенциала. Мне не нужно улучшать ее или делать более «продуктивной». Я просто могу быть благодарной, сделать шаг назад и с благоговением наблюдать за тем, как свободная игра способствует развитию наших детей изнутри.
Ханна Бич
Перевод Евгении Эстрин
Редактура Татьяны Безбородовой
Источник: https://www.cebm.ca/post/resisting-the-pressure-to-make-play-productive
Фото: photogenica.ru