Почему письменные практики оказываются важными для мужчин

от editor
Письменные практики

Почему ведение дневников оказывается важным для мужчин и в каких ситуациях они применяют письменные практики, резюмирует психолог Дарья Кутузова (по материалам бесед Линды Монк с мужчинами, ведущими дневники более 25 лет).

Письменные практики позволяют мужчинам осмыслить, что для них значит “быть мужчиной”, исследовать, как на них влияют разные существующие в обществе “настоящий мужчина должен…” и “настоящий мужчина никогда…”.

Давление социальных требований и культурных предписаний на мужчин бывает огромно. Оно транслируется как через предписания, которые мужчина получает в родительской семье (через наблюдение за тем, как ведут себя мужчины в семье, если в семье есть мужчины, и через домысливание, достраивание того, какими являются мужчины, с опорой на слова, интонации и поступки женщин, если в семье нет мужчин), так и через мужскую группу сверстников (или группу более старших мужчин). Ну и, само собой, СМИ во всех видах и сама институциональная структура общества.

Письменные практики помогают мужчинам понять, где существует конфликт личных предпочтений и ценностей, контакта с собой — и социокультурных предписаний “что значит быть мужчиной”. Они дают пространство для выражения переживаний и мыслей, которые в существующем обычном общении мужчин с женщинами и мужчин друг с другом обсудить, в общем, негде.

В частности, в существующем обычном общении мало где мужчины могут поговорить о своем ощущении уязвимости, неуверенности, о внутренних противоречиях и связанных с ними сильных чувствах — если мужчина начинает озвучивать такое, он часто теряет статус “взрослого человека, на которого можно положиться”. Опять же, в некоторых культурах и субкультурах достойное поведение настоящего мужчины — не “грузить других собой и своими проблемами”.

Письменные практики создают для мужчин безопасное пространство, где они могут выслушать себя, быть любыми, уделить себе внимание в необходимом объеме, не “теряя лица” в обычном общении. Давление социокультурных предписаний заставляет многих мужчин систематически “делать вид” и врать как другим людям, так и самим себе. Марк Матусек считает, что основная задача духовного развития — преодолеть привычное вранье и настроиться на свою внутреннюю правду во всей ее уникальной сложности.

Тема уязвимости и пространства для себя оказывается исключительно важной в ситуациях, где мужчина переживает ощущение провала и неудачи, как в работе, так и — в особенности — в личных отношениях, в отношениях с детьми. И в отношениях с самим собой, когда есть ощущение, что ты как-то себя сам подвел или предал, совершив тот или иной выбор.

Джон Эванс, дважды женатый и дважды разведенный (по крайней мере во втором случае это было из-за того, что у него были параллельные отношения с другой женщиной), отец пятерых детей, говорит о том, что письменные практики полезны как для запечатления ощущения “получается”, “ветер в парусах”, так и для запечатления периодов, когда “жуткий шторм”. Перечитывать эти дневники оказывается потом очень полезно для осмысления собственного развития.

Данкан Элси рассказывает о том, как письменные практики помогают им с женой укреплять отношения, создавать темы и условия для очень глубоких, насыщенных смыслами, поддерживающих и взаимообогащающих разговоров.

Отдельно выступает тема отношений с болезнью, старостью, с “телом подводящим” и с собственной смертностью. Двое собеседников Линды имеют опыт жизни с тяжелым заболеванием. Это тоже область огромной уязвимости и сложных переживаний, которым важно давать место.

Джон Эванс подчеркивает, что письменные практики могут способствовать развитию осознанности и стрессоустойчивости, и это доказано результатами научных исследований. Ему самому они помогают сосредоточиться и выделять важное, по возможности сохранять предпочитаемый настрой и действовать в соответствии со своими ценностями даже в те дни, когда вследствие химиотерапии он чувствует себя ужасно.

Боб Канкалози рассказывает о том, что в период лечения от рака дневник оказывался исключительно полезным для него во взаимодействии с врачами. Он приносил на консультацию список вопросов, дословно записывал ответ врача (потому что стресс и тревога “выбивали куски внимания”), и спрашивал врача: “О чем мне, по вашему опыту, было полезно вас на этом этапе спросить, но я не спросил?” Ответы врачей на этот вопрос оказывались исключительно ценными.

Виктор Имбимбо на протяжении уже более чем 20 лет ухаживает за женой, больной дегенеративным неврологическим заболеванием. К этому в последние годы добавился уход за престарелой матерью. Виктор создал в Америке сообщество поддержки для людей, ухаживающих за больными родственниками, и сейчас в нем более 50 миллионов человек.

Он прекрасно знает, что такое “выгорание ухаживающего”, переживание утраты при том, что любимый человек еще жив, постоянная готовность к чрезвычайной ситуации, необходимость перестраиваться, перегруженность задачами. Он знает, что, хотя лучшее, что может помочь ухаживающим, — это сообщество поддержки, на участие в таком сообществе тоже может не быть ресурса. Но даже 10 минут письменных практик в течение дня — это гораздо лучше, чем ничего.

Он подчеркивает, что в мрачные и тяжелые периоды важно запечатлевать “маленькое хорошее, которое происходит помимо плохого и/или несмотря на плохое”. Он говорит о том, что письменные практики становятся для ухаживающего пространством сохранения преемственности собственной идентичности, потому что в ситуации хронической тяжелой болезни близкого ухаживающему оказывается очень легко потерять себя.

Дарья Кутузова, психолог, нарративный практик, специалист по письменным практикам

Источник: https://t.me/pismennyepraktiki

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей для вас:

Похожие сообщения