Что может сделать повседневную жизнь с детьми более приятной и как добавить в рутину тепла, улыбок и легкости? Об этом рассказывает игровой терапевт и студентка Института Ньюфелда Анна Чирва.
А знаете, ведь очень часто наши вечера с детьми, которые часто и есть все наше общее время, это череда команд и инструкций ребенку. Зашли с улицы после садика, школы и начинается:
— куда-куда, снимай обувь,
— руки-руки! Первым делом моем руки,
— что ты сумку, куртку, сандали бросил прямо тут, поставь в тумбу,
— иди кушать. Нет, печенье не сейчас, нет, не только макароны, один раз укуси огурец и раз помидор, нет, конфета тоже не сейчас, после еды, а не съешь это, то и никогда. Ну а что ты думал,
— нет, мультики нельзя, оставь планшет, не трогай телефон, нет, не разрешаю,
— нет, сначала убери, что утром разбросал,
— и ванна, и зубы же опять же….
— и почитать….
— иди вон…. вообще, иди поиграй в свою комнату. И уроки сделай. И вымой руки!!!!!
Какая мука воспитывать детей!!! (С)
Все устали, безусловно. И раздражает, что список в голове из необходимых дел — он такой, что ни в какой голове не помещается. Да уж, гуляли уже на улице целый час. И все мало. А еще приготовить-постирать-помыть-бесконечное-все.
И сыпятся на ребенка обучающие, инструктирующие, из лучших родительских побуждений фразы. Изо дня в день наш ребенок думает, что жизнь — она вот такая нелегкая штука. С редкими каруселями.
И может быть, это так и есть. Копится усталость, и взрослым уже самим, собственно, нужно тренинги по хорошей жизни проходить. Ну, чтобы увидеть ее хорошей, нужно долго и дорого учиться и терапевтироваться.
Но есть кое-что бесплатное.
Игра!
И это не превозмогая боль в коленях и головокружение ползать по коридору с машинками или задорно махать саблями часы напролет. (Это тоже, конечно, хорошо, в кино, говорят, бывает.)
Игра — это отношение к жизни. Это отношения между людьми. Это музыка и танец. Это творчество. Это интонации и мимика. Творчество может быть даже в голосе, даже в одном минутном порядке движений. Моргнуть глазом в нужное время в нужном месте — это творчество .
Заходим домой — бежим наперегонки мыть руки или мыть добычу, с улицы принесенную, а заодно и руки.
Сандали в ящик бросаем на меткость (уж лучше так, чем ворчать и все равно собирать их по дому).
Ужин! Так идут же динозавры гигантские и волокут себе на ужин одного очень милого цыпленка. А потом оказывается, что все они травоядные.
В ванную? Садись на меня, Айболит! Я мигом тебя довезу. (С) Попутка как раз мчит в помойку. Да, помойка — это помыться.
Хочешь конфету? Что-что, котлету? Карету? Ракету? Драндулету? Палету? Пакету? Табурету?
Чистить зубы. АААА! Злобные Бармалеи хватают на спину маленьких детей и тащат вычистить им весь мешок сладостей из зубов! Давай! Доставай! Что там провалилось?
А тащить за ноги по коридору! Да на край света можно утащить человека, если тащить его за ногу. Не нужно даже звать специально. Будет просить его туда доставить пять раз подряд.
Страшные рожи. Дурацкие фразы. Искаженные слова и лица родителей. Игра лиц, тел, слов, ситуаций. Абсурд и глупые лица. Все это наполняет жизнь и отношения радостью. И показывает без дополнительных затрат и усилий: «Ребенок, я на твоей стороне, я с тобой, мне очень с тобой интересно, мне важно, чтобы ты смеялся, мне важно смеяться с тобой вместе». Люблю быть с тобой — вот сигнал, который дается такими играми. И это очень важный сигнал. Пожалуй, самый главный.
Анна Чирва, детский психолог, игровой терапевт, студентка Института Ньюфелда; профессиональная страница на Фб «Белый кролик».
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей из нашей библиотеки: