Чтобы обучение было эффективным, оно должно осуществляться в контексте отношений. Несколько идей завладевания, сонастраивания учеников и учителя в заметке Елены Куцика.
Совсем скоро утро понедельника ворвется в нашу жизнь, а это значит, что учителя снова встретятся со своими учениками. И попробуют начать с того места, где остановились на прошлой неделе. Ну там параграф 8, склонения существительных, умножение десятичных дробей, строение сердца, whatever. Тем важных много.
Вот только дети придут на урок не с нашего последнего урока, а после двух выходных, а кто-то после недели болезни. И это значит, что связь между нами не такая, как была на прошлой неделе, натяжение нитей в полотне отношений ослабло.
Ничего особенного, просто в силу объективных причин — мы не общались, не улыбались друг другу, не кивали и не смотрели в глаза с теплом. И вряд ли о нас с теплом и уважением во время выходных говорили родители своим детям, чтобы поддерживать эту связь. Хотя такое бывает и ну прямо замечательно сказывается и на отношениях ребёнка и учителя, и на успеваемости.
В понедельник утром мы увидим дыры в ткани отношений. Моль, мыши, да просто время прогрызает её. Ткань же она, а не камень. И нам бы эти прорехи залатать, а нити ослабленные натянуть. Мастером по кройке и шитью быть можно, но для этого дела необязательно.
А вот что действительно нужно, так это активизировать инстинкты привязанности. Тем более что отношения-то с ученками у нас уже есть.
Итак, аккуратно берёмся за ниточки и натягиваем. Теплое приветствие в любой возможной манере — для всех общее или для каждого индивидуальное. Это сразу дает понять, кто в классе взрослый. Конечно, приятно, когда дети из уважения здороваются первыми, но когда это делает учитель первым, сразу так тепло внутри и спокойно — потому что понятно, за кем сейчас будем следовать.
Простой вопрос, на который неуязвимо ответить при одноклассниках: на сколько по шкале от 1 до 10 прошли выходные? Сколько снежков слепили? Сколько мега-ящиков открыли в БравлСтарз? Смотрели футбол?
Мини-игра в начале урока сгладит противление и покажет опять-таки, кто капитан корабля, если вдруг это неочевидно. А для неактивизированных инстинктов привязанности всё неочевидно.
Знаю одного классного (во многих смыслах) учителя, который иногда заплетает себе смешной хвостик или надевает новогодний обруч (такой с дождиком серебряным) на голову. Добавить игривости в рутину — самое то!
Когда я училась в 3-4 классе, учительница, проходившая у нас практику, начинала урок с песни под гитару. Возможно, это были лучшие мгновения в школе.
В моём классе детей мало, поэтому у меня есть роскошь дать нам всем 5 минут на оттаивание. В этом году я раздала ребятам тетради, которые они назвали «пятиминутными», где можно в течение этих 5 минут написать всё, что придёт в голову.
Если писать нечего, они так пишут: мне нечего писать, поэтому я ничего и не пишу. Правда, даже «нечего писать» чаще всего выливается в опус. Иногда я даю начало фразы или строку стихотворения, чтобы было от чего оттолкнуться: «Сегодня я….», «Мне очень жаль, что…», «Я взглянул в зеркало и увидел….».
В тетради можно нарисовать, оторвать кусочек листа, начертить лабиринт, сделать комикс. Один ученик пробует себя в роли стенографиста и шифровальщика. Другой просто выполняет мою просьбу написать, третьему пришлось принести продолжение тетради, т.к. первую он исписал молниеносно.
Эти 5 минут игры с буквами-словами-предложениями — безопасная площадка для мыслей и чувств. Ребята знают, что я прочитаю и напишу свой ответ им. А то, что должно быть написано, но не должно быть прочитано, они могут вырвать и скомкать.
После такой игры я прямо вижу по глазам, что связь восстановлена. И мне не надо будет учить по-холодному, натыкаясь на ледяной или вовсе отсутствующий взгляд.
Если для нас важно только передать знания, то вот это всё завладевание вниманием и ice-breaking ради ice-breaking не сработают. Это ритуалы поддержания отношений, а никак не средства для манипуляции ради достижения своих целей. Даже важных педагогических.
Дети не воспитываются, не учатся, не лечатся и не перенимают ценности вне контекста отношений. И не только потому, что они дети. А потому что вне отношений имеет ли всё это смысл…
Елена Куцика
Фото: photogenica.ru