Крис Годли: «Письмо Аспи-отца Аспи-ребёнку»

от yelenakucika
Крис Годли Письмо Аспи-отца Аспи-ребёнку

Предлагаем вам прочесть личный опыт Аспи-отца, который передает послание своему Аспи-сыну, чтобы поддержать его.

Я знаю, каково это, когда тебя никто не понимает. Я знаю, каково это, когда ты сам себя не знаешь, и как огромна и страшна вся эта жизнь.

Но есть и кое-что другое, что ты должен понять; то, что меняет всё к лучшему, что ты сможешь использовать, как только научишься им владеть.

Это — не ободряющая речь. Я здесь не для того, чтобы хлопать в ладоши и веселиться. Я здесь, потому что состояние, в котором мы оба находимся, влияет буквально на всё таким образом, что ты пока этого не понимаешь. Если ты научишься управлять им и направлять его, ты сможешь делать всё, что захочешь. К счастью, это легко понять; это тот тип вещей, которые как только понимаешь, так уже на полпути к овладению ими.
Люди используют часть мозга под названием «миндалевидное тело», чтобы понять эмоции других людей.

Так как ты — Аспи, миндалевидное тело твоего мозга отличается от оного у нейротипичных (НТ) людей, причём большая часть твоего мозга отдана «механической, ручной памяти».

НТ используют своё миндалевидное тело, чтобы представлять, как другие люди себя чувствуют, и определять их положение в социальном плане. Они смотрят на людей и сразу же делают кучу предположений о них, например, сколько у них денег или насколько они популярны; но твой мозг не любит гадать.

Так себе, да?

Нет. На самом деле, совсем наоборот. Там, где НТ так сильно полагаются на миндалевидное тело, у нас, Аспи, есть механическая память… а не мелкая, маломощная, случайная память. Механическая память Аспи феноменальна по сравнению с НТ, потому что у нас есть более крупный и более развитый гиппокамп — область мозга, ответственная за механическую долговременную память.

Так что же такое механическая память? Ты на самом деле использовал её несколько тысяч раз только сегодня, не осознавая. Это память, которая хранит факты, события и переживания и воспроизводит их тебе.

Ты знаешь, как это бывает: когда кто-либо говорит что-то раздражающее, и ты об этом много думаешь позже, оно становится ещё более раздражающим? И ты можешь представить себе лицо человека, когда он говорил это, и интонацию его голоса, и абсолютно точно, что ты чувствовал в то время? А потом это возвращается к тебе снова и снова… это механическая память.

Что ж, это механическая память Аспи. Почему она так отличается от механической памяти обычных людей?

Вот подробности. Наш гиппокамп узнал, что мы — Аспи, намного раньше, чем кто-либо другой, потому он стал больше и более способным извлекать как можно больше из работы миндалевидного тела. В результате мы храним сложные детали каждого взаимодействия и события, включая эмоциональное содержание, микровыражения, жесты всех участников.

В социальных ситуациях это может привести к трудностям, например, в то время как остальные в разговоре, кажется, что-то улавливают, мы это упускаем. Мы записываем тысячи деталей, которые большинство людей пропускает, и в каждый момент у нас слишком много информации для обработки. Без пространства для сортировки всех этих данных мы нередко чувствуем, что находимся не на той стороне.

Создание, а затем хранение таких подробных воспоминаний также довольно утомительно, поэтому следует ожидать усталости и желания спокойно провести время после большинства активных социальных взаимодействий. Твой мозг будет буквально просить тебя об этом, чтобы он смог воспроизвести то, что только что произошло, и классифицировать всё это.

Процесс воспроизведения этих воспоминаний называется «размышлением». Иногда это происходит без нашего контроля, и я уверен, ты уже знаешь об этом.

Поскольку мы храним подробные эмоции вместе со всем остальным, мы снова чувствуем эти эмоции каждый раз, когда вспоминаем об этом. Это приводит к усилению данных эмоций. Гнев превращается в ярость. Счастье превращается в эйфорию. Ты понял суть.

Это означает, что подростки Аспи проходят через крайности эмоций, с которыми и большинству взрослых было бы трудно справиться. С мозгами, которые размышляют над событиями, мыслями и эмоциями без нашего контроля, мы неизбежно становимся умственно негибкими, независимо от того, что иногда кажется, будто это не так.

Но вот где становится интересно…

То, как мы работаем с вещами через механическую память, даёт нам гораздо более глубокое их понимание по сравнению с НТ. Постоянно вспоминая одно и то же взаимодействие, мы начинаем рассматривать его с точки зрения каждого участника, включая то, что они, вероятно, чувствовали в тот момент. Благодаря механизму логической обработки всех этих сигналов в попытке извлечь их из памяти, мы, естественно, начинаем доверять доказательствам, данным и идее “абсолютной истины».

Тебя могут назвать манипулятором из-за того, что ты так хорошо предсказываешь людей (легко, когда они управляются непосредственно эмоциями, а ты — нет). Ты можешь рассердиться на оскорбление или понять, что кто-то флиртует с тобой после окончания разговора, потому что иногда ты обрабатываешь детали после свершившегося факта. Мы учимся полагаться на логику, так же как наши сверстники учатся следовать за толпой.

Есть и другие “причуды” с этими мозгами Аспи. Благодаря постоянному использованию, наша механическая память имеет высокоразвитые связи с корой головного мозга — областью мозга, используемой для логического мышления.

С такими рабочими данными это означает, что Аспи нередко обладают талантами, такими как «идеальный слух» (способность вспомнить точные тона, сыгранные в песне) и «идеальный ритм» (способность держать идеально синхронизированный ритм, звучащий в голове).

Те же самые связи означают, что мы легко концептуализируем идеи и устраняем неполадки, поразмыслив над ними. У нас есть тенденция превосходно распознавать образы и указывать на ошибки шаблона (например, нахождение неправильной плитки в большой мозаике).

Я думаю, что лучшая суперсила Аспи, которая, похоже, есть у большинства из нас, — это наш гиперфокус на высокоспециализированных, часто причудливых вещах. Именно эти навязчивые идеи делают нас такими удивительными, какие мы есть. И, возможно, для тебя они ещё не «навязчивые идеи» — но большинство людей, наверно, скажут, что ты одержим тем, чем ты занимаешься.

Этот талант и настойчивость — то, что действительно даёт тебе преимущество в большом мире, потому что изучение чего-то с одержимостью Аспи похоже на получение докторской степени по этому предмету. Даже если у тебя нет квалификации, ты сможешь мгновенно говорить о любом аспекте из области твоего интереса и тем самым действительно сумеешь заработать деньги. Что ж, быть лучше в чём-то, чем все остальные… ещё одно преимущество того, чтобы позволить себе быть «одержимым».

Каким предметом увлечься? Их МНОЖЕСТВО. Ты быстро учишься, если любишь этот предмет. Если тебе не нравится… забудь о нём.

О да. Об этом «забудь». Мы упрямы. Не передать словами. Это из-за другой причуды, известной как патологическое избегание. Именно так это и звучит. Чем больше нас просят, тем сильнее мы противимся. Думаю, это вполне человеческая вещь, особенно в подростковом возрасте, но это также одна из черт для Аспи.

Когда это происходит, попробуй найти что-то интересное в поставленной задаче, чтобы через это заинтересовать себя. Если не сработает, попытайся думать о чём-то, что тебя интересует. Я действительно понимаю, как убого это звучит, но я обещаю тебе, что в какой-то момент жизни это случится и ты вспомнишь эти слова.

Полагаю, это звучит несколько оптимистично: пытаться подвести итог 40 лет жизни Аспи, будучи в течение 38 из них без диагноза, и рассказать об этом юному Аспи.

Этот мир проще и понятнее, чем кажется на первый взгляд. Самая сложная часть — человеческое взаимодействие, и это только из-за различий в том, как Аспи имеют дело с эмоциями (а позже и с логикой в качестве основы) по сравнению с НТ (сразу же с инстинктом в качестве основы). В подростковом возрасте нам трудно понять, что означает эта разница; но мы догоняем, и обычно гораздо глубже понимаем эти эмоции (и, следовательно, относимся с большей терпимостью к ним).

Продолжай находить новые любимые занятия и позволь себе увлекаться. Читай всё, что найдёшь, веди записи, создавай папки на компьютере, собирай экспонаты, изобретай вещи. Ложись спать, думая об идеях. Хотя всё это ты, вероятно, уже делаешь в отношении интересного тебе. Я просто говорю: продолжай делать это и продолжай находить способы, чтобы стать лучше в этом. Понимание и усвоение собственным способом интересов и вещей — то, что поможет тебе в далёком будущем.

Дай себе много спокойного времени. Спи, когда тебе нужно. И никогда не стоит недооценивать силу хорошей музыки в наушниках, если хочешь перестать думать о чём-то.

У тебя феноменальный мозг, который усиливает эмоции. Помни, что всё не так плохо, как тебе кажется. Ты научишься распознавать, когда о чём-то стоит подумать, а когда ты просто сделаешь себе хуже.

Большинству людей требуется лет 50, чтобы это понять. Из-за того, как работают наши мозги, Аспи понимает это к 20 годам.

Никогда не сомневайся в своих способностях. Гордись тем, что стоишь в стороне от толпы, и будь честен во всём.

Крис Годли

Представленный материал — перевод текста «An Aspie Father’s Letter to an Aspie Kid».
Источник: https://aspergers.ru/node/474

Фото: photogenica.ru

В продолжение темы еще несколько статей для вас, дорогие читатели:

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.