Каждый день мы наблюдаем, как инстинкты и упор на сексуализацию используются в музыке, рекламе, фильмах и, естественно, (куда уж без них) в соцсетях. Даже не каждый взрослый четко представляет себе, что значит «безопасный секс» помимо физиологического аспекта. А как подготовить наших детей, подростков? Как должна развиваться сексуальность? Что изменилось в нынешние времена по сравнению с предыдущими поколениями? Нужно давать больше информации или больше предостережений?
Гордон Ньюфелд рассматривает сексуальность через призмы привязанности, зрелости и уязвимости.
Смысл безопасного секса рассматривается с точки зрения подхода развития на основе привязанности. Как мы можем способствовать здоровому раскрытию своей сексуальности в этой сложной области человеческого опыта? Чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться во множестве динамик отношений.
Приглашаем вас на курс “Понимать сексуальность”, цель которого – раскрыть суть сексуальности применительно к любому возрасту, и предлагаем небольшой конспект лекции курса.
Взаимосвязь привязанности и сексуальности
Здоровая сексуальность связана с тем, как и насколько глубоко человек может развить отношения привязанности. Т. е. если подросток не получил опыта глубокой привязанности со своими взрослыми, его сексуальность будет носить соответствующий характер – желание быть все время рядом (неважно с кем), желание быть похожим на своих друзей (и вступать в связи так, как это принято у них), стремление быть преданным (делать так, как того требуют сверстники, показать свою верность таким способом), на уровне важности – когда секс является своего рода обрядом инициации, после которого подросток становится дорог партнеру или даже группе.
Как взаимосвязаны уязвимость и сексуальность
Сексуальные отношения задуманы как то, что позволяет познать партнера, открыться перед ним, быть собой, быть обнаженным во всех смыслах. Это значит, что после секса мы чувствуем себя связанными с партнером, и очень легко ранить друг друга, если партнеры не дозрели до более глубокой привязанности.
Очень легко почувствовать как безопасность, так и небезопасность в сексе, чувство стыда, приятия или отверженности. Эти чувства крайне уязвимые. А вот ранить подростка очень легко.
Если было совершено насилие на подростком, могут пропасть уязвимые чувства, особенно когда нет взрослого, способного помочь выплакать горе и создать условия для процесса адаптации. Как только пропадают уязвимые чувства, это ведет к нежелательному поведению – это и секс напоказ, когда похвастаться важнее секса, это и поведение булли, когда важнее показать силу и влияние, а не заботу.
Подросток может вступить в отношения раньше, чем он готов для этого. Имеется ввиду психологическая готовность – способность брать ответственность (за партнера, за детей), способность учитывать потребности партнера и т. д. Секс может восприниматься как трофей, как способ утолить голод по привязанности, как способ заполнить пустоту, как способ показать свое превосходство и власть.
Для успешного взросления подросток больше всего нуждается в правильных отношениях с заботливыми взрослыми и в мягком сердце
Вертикальные отношения со взрослыми (с родителями, учителями, наставниками) способны утолить голод по привязанности, дать отдых от работы над отношениями, дать почву для корней – чтобы выросло дерево индивидуальности со своими плодами.
Отношения со взрослыми оберегают ребенка от ранящего окружения, а мягкое сердце позволяет чувствовать уязвимые чувства, от которых зависит взросление, а значит, и цивилизованное поведение.
Конспект лекции курса «Понимать сексуальность»
Фото: pixabay.com
Больше статей в продолжение темы: