Свою игривость я утратила довольно рано. Может, я догадалась, что некоторые вещи нужно делать «правильным образом» или что я более удобная без своих больших, ярких и часто хаотичных идей. В любом случае мне стало ясно, что рисковать – это дело рискованное, а успеха в жизни я добьюсь, только если выясню, что от меня хотят окружающие, и буду соответствовать их ожиданиям.
Возможно, некоторые из вас сейчас узнали в этом описании и себя.
Но такая жизнь довольно утомительна, ведь для ошибок, как и для вопросов остаётся совсем мало места. Если назвать жёлтый цветом игривости и любопытства, то я утратила его где-то на пути к подростковому возрасту, а когда я стала взрослой, мой мир был уже довольно чёрно-белым. Я не решалась петь, вдруг кому-то покажется, что я не попала в ноты. Я не решалась рисовать, или раскрашивать, или выступать, или… В целом, делать что угодно, что может обнаружить отсутствие у меня «таланта».
Промотаем несколько лет вперёд и встретимся со мной, когда у меня появились собственные маленькие дети. Я всё ещё была очень зациклена на работе и достижениях, но время от времени я стала снова замечать редкие проблески жёлтого цвета, получая удовольствие от чтения вслух сказок на ночь и игриво изображая персонажей голосами, напевая песни моим девочкам (их совершенно не волновало, попадаю я в мелодию или нет). Иногда я наблюдала за ними издалека и завидовала их способности вступить в спонтанную игру, потому что мне казалось, что им это так легко даётся.
Очень постепенно жёлтый цвет стал возвращаться в мою жизнь – через смех детей, через волшебство прядения шерсти, через неуклюжие танцы цыплят на лужайке. Я даже не уверена, был ли какой-то один заметный миг возвращения игривости… скорее, это было её постепенное восстановление и вспоминание, пока она просто не стала образом жизни.
До тех пор пока я снова её не утратила.
Иногда в нашей жизни случается нечто, совершенно сбивающее нас с ног: разрыв отношений, диагноз, утрата какого-то места или человека, который был нам дорог. Это случается в любом возрасте. В любое время. В такие моменты (или даже месяцы) мы теряем свою игривость. Наше тело прибегает к режиму выживания и с трудом пытается поддерживать хоть какую-то видимость порядка и нормальности. Всё игривое кажется легкомысленным, нелепым или неуместным.
Но что если именно тогда игра нужна нам больше всего??
Время от времени я снова хожу по кругу: нахожу свою игру, теряю игру, снова хочу её найти.
Найти хотя бы её краешек. В меланхолии какой-то песни, на страницах моего дневника, в произведении искусства, в тени дерева, в потоке водопада. Нечто вытаскивающее меня на секунду из моей головы и из моей тревоги в место, которое обходным путём добирается до моего сердца. Не напрямую, это было бы слишком невыносимо.
Нечто, позволяющее мне немного поиграть на самом краю. Макнуть пальцы ног в воду. Попасть под брызги грусти. Решиться снова на какое-то движение. Ведь именно в движении мы чувствуем себя наиболее живыми. В конце концов, именно движение нас спасает.
Так что, если вы тоже, как и я, иногда обнаруживаете, что ваша игра куда-то подевалась, я бы предложила поискать хотя бы её кусочки.
Устройте себе свидание с деревьями, или с озером, или с кустом роз за окном. С песней, с музыкальным инструментом или с нерешительным звуком собственного голоса. С кистью, карандашом или авторучкой. С книгой или фильмом, с историей, которая позволит вам попасть внутрь себя, установить связь с тем, что там находится и желает выйти наружу поиграть.
Возможно, вам захочется пригласить с собой в это путешествие кого-то ещё. Я усвоила много лет назад, когда мои дети были помладше, что иногда, помогая другим найти их игру, мы случайно наталкиваемся на свою собственную.
Тамара Страйджек
Перевод Ирины Маценко
Источник: https://neufeldinstitute.org/if-yellow-was-the-colour-of-playfulness/
Фото: canva.com
В дополнение к статье еще несколько заметок о важности игры: