Почему дети так стремятся копировать своих близких? Что лежит в основе желания быть как папа, мама, учитель, брат? Об этом заметка о втором уровне привязанности – через похожесть.
О первом уровне привязанности можно прочитать тут.
На втором году жизни, примерно в то же время, когда ребенок начинает ходить, развивается второй уровень привязанности – через похожесть. Для мозга ребенка это выглядит примерно так: «Даже если прямо сейчас я не нахожусь в контакте со своими близкими на уровне ощущений, я могу чувствовать с ними связь через стремление походить на них». Именно благодаря появлению и развитию уровня похожести дети стремятся выглядеть, говорить, ходить как мама, папа, брат или дедушка.
Всеми силами дети стараются быть похожими на нас: взять мамину помаду или расческу и пытаться их применить по назначению значит быть как мама. То есть чувствовать с мамой связь. Приставлять кубики к уху – быть как папа, когда он говорит по телефону. Играть с игрушками сестры, мяукать, как любимая кошка, стучать по бабулиным кастрюлям.
В этом возрасте чаще всего происходит освоение языка, потому что детям хочется подражать звукам и интонациям тех, к кому они привязаны. Дети копируют наши жесты, манеру речи, реакции. Они снова и снова выкидывают вещи из комода или бельевой корзины, складывают на свой манер обратно, чтобы быть как мы, ведь изо дня в день мы взаимодействуем с этими предметами.
Быть таким же, как мои близкие, значит удержать с ними связь. Это еще одна ниточка, которая позволяет ткани привязанности быть непрерывной. Пока я такой же – я с ними, связь есть.
Чтобы напитать ребенка на уровне похожести, мы можем подмечать, как много у нас общего во вкусах и предпочтениях: «Смотри, нам обоим нравятся макароны с сыром!» Подчеркивать, как мы в семье похожи внешне (даже если это не всегда так): «У вас с братом прямо одинаковые улыбки», «У меня тоже тут родинка», «В детстве у папы были точно такие же волосы». Можно вместе рассматривать фотоальбомы и искать то, в чем мы похожи.
На уровне похожести ребенка напитают веселые игры на подражание, повторение друг за другом: например, зеркало, когда надо в точности отобразить мимику, жест или позу.
Можно спать в идентичных пижамах, одеваться на прогулку в одинаковые цвета, брать вместе зонтики – маме зонтик, сыночку зонтик. Чистить зубы, как папа, нести тарелки на стол, как мама, засыпать рис в кастрюлю, как бабушка. Это прекрасное время, когда дела по дому становятся способом укрепить привязанность. Все, что добавляет ощущения похожести, дает ребенку уверенность в нашей с ним связи, он чувствует себя принятым и любимым.
Через похожесть легче всего наладить контакт, например, с детьми подросткового возраста – через их интересы, вместе посмотреть тик-ток, купить одинаковые толстовки с капюшонами. Через похожесть легче всего установить связь с детьми с аутистическим спектром.
Устанавливать контакт с учениками тоже можно на этом уровне привязанности: «Похоже, вам нравится математика – я ее просто обожаю», «Вы сегодня тоже промокли под дождем?», «О, вижу, тебе тоже нравится рок-музыка, я просто фанат этого стиля».
Вот пример из книги Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» о том, как ребенок держится за своего взрослого на уровне похожести:
«Отца своего Пеппи помнит очень хорошо. Он был капитаном дальнего плавания, его корабль бороздил моря и океаны, и Пеппи никогда не разлучалась с отцом. Но вот однажды, во время сильного шторма, огромная волна смыла его в море, и он исчез. Но Пеппи была уверена, что в один прекрасный день ее папа вернется, она никак не могла себе представить, что он утонул. Она решила, что отец попал на остров, где стал королем и день-деньской расхаживает с золотой короной на голове».
Пеппи и сама немного похожа на пиратку, ходит с пиратской обезьянкой, она силачка, как и ее папа, носит ботинки, которые ей подарил папа. Всеми силами через похожесть она держится за него, хотя они сейчас не вместе.
А вот еще один персонаж из книги Астрид Линдгрен – это мальчик Эмиль из Ленеберги, который обожает работника Альфреда, который работает на хуторе его семьи и входит в деревню привязанностей мальчика. Эмиль даже спал в кепке, вероятно, чтобы поддерживать связь со своим заботливым взрослым:
«Эмиль обожал свое деревянное ружье, которое ему вырезал Альфред, а еще больше – Альфреда».
Очень часто дети, которые любят своего учителя, мечтают быть похожими на него, выбирают увлечения, которые есть у учителя, отдают предпочтение его вкусам.
Гордон Ньюфелд говорит, что можно легко узнать, к кому привязан ребенок, по тому, как он говорит. Мы пользуемся словами, выражениями, интонациями тех, на кого хотим быть похожи. Происходит это неосознанно.
Передавать свои ценности мы можем легко в том случае, если дети жаждут быть похожими на нас. В контексте привязанности это происходит естественно.
Быть похожими, хотеть походить на своих близких – это важно и нужно, Однако очень важно, чтобы привязанность могла бы развиваться дальше, с тем, чтобы у ребенка появилось и свое мнение, и свои мысли, и своё «я». И если процессы развития идут своим чередом согласно плану природы, через некоторое время мы заметим проявление следующих уровней привязанности.
Елена Куцика (Фурдак)
Источник: Фрагмент из лекции фестиваля Института Ньюфелда 2022 «Уровни привязанности: как поддерживать теплые отношения с детьми»
Начало здесь
Продолжение следует
В продолжение темы еще несколько статей об этом уровне привязанности: