В эпоху, где так много разделения и гаджетов, так мало времени и так легко закрыться в своем отдельном мирке, обеденный стол может стать «якорем», который не даст нам уплыть друг от друга в наши собственные вселенные. Я глубоко убеждена, что никогда ранее стол не был так важен, как сегодня.
Много лет назад я была матерью-одиночкой с двумя маленькими детьми. Я помню, что, когда подбирала нам съемное жилье, главным критерием было место для обеденного стола. В то время у меня было не так много денег, поэтому оказалось достаточно сложно найти подходящий вариант, однако я придерживалась этой установки на протяжении всех своих поисков и действительно в итоге нашла то, что нужно, – небольшой столик, уютно притаившийся на кухне. Сработало: каждый день мы собирались за ним, чтобы вместе поесть, но на самом деле для кое-чего большего – для общения.
Шли годы, и я снова и снова мысленно благодарила наш «якорь» за то, что он сделал для моей семьи. На нем не просто стояли тарелки с содержимым, которое поддерживало наши жизненные силы. В подростковом возрасте мои дети часто были заняты своими друзьями, делами и жизнью в целом. Сбор вокруг стола стал нашим единственным ежедневным «якорем». Неважно, какими мы за него садились – загруженными, ворчливыми, погруженными в себя, – это было наше время вместе. Мы, наконец, смотрели друг другу в глаза. Рассказывали истории. Иногда со слезами. Устраивали дебаты. Делились друг с другом своей жизнью и вновь воссоединялись.
Старшие уже выросли и живут отдельно. Теперь за этим столом изо дня в день собираемся мы с мужем и наш 12-летний сын. Это так же важно, как и прежде. Я часто напоминаю себе, что обеденный стол не место для правил – это особое время для того, чтобы просто быть вместе. Значит, я должна создать такие условия, чтобы каждому самому хотелось быть здесь. Поэтому я стараюсь меньше сосредотачиваться на правилах и манерах и больше на том, чтобы получать удовольствие от совместного времяпрепровождения. Я стараюсь помнить и не упускать из виду то, зачем мы собираемся.
В школах нам тоже нужны «якоря»
Регулярный ритуал установления и поддержания связи помогает удержать любую систему от развала. Ритуалы дают нам возможность отдохнуть от необходимости помнить, как важно создавать условия для сплочения и поддержания хорошего настроения в классе. Это не то, о чем мы должны специально думать, это часть того, что мы делаем на регулярной основе. («Каждое утро мы…» или «Каждую пятницу мы…») Впоследствии ученики с нетерпением ждут уже привычный для них ритуал, что позволяет нам его поддерживать и дальше. Так мы сохраняем отношения внутри школы и непосредственно с нашими учениками.
Придумайте свой «якорь»
В некоторых школах есть возможность наслаждаться ритуалом совместного приема пищи всем классом, однако не везде такой «якорь» возможен.
Найдите свою версию «стола». Суть не в том, чтобы есть вместе, а в том, чтобы сознательно создавать и устанавливать ритуалы единения. Придумайте что-то реалистичное и работающее для всех участников процесса.
На протяжении многих лет я создала много ритуалов единения и имела удовольствие наслаждаться ими. Ниже приведены лишь некоторые из ритуалов, которые нам понравились и сплотили нас:
- Еженедельно читайте вслух своим ученикам (особенно подросткам, которым уже редко читают).
Я считаю крайне полезным при этом изменять также внешние условия, создавая своего рода пузырь вокруг всех участников. Тогда это ощущается как нечто особенное, волшебное, что отличается от остального дня. Тут можно придумать всё, что угодно: приглушить свет и включить лампу только там, где я читаю; переставить парты, улечься на спортивные маты для создания более расслабленной обстановки; выйти на улицу; зажечь гирлянды. Мой выбор зависит от возраста и конкретных потребностей учеников. Кроме того, если я знаю, что у меня есть ученики, которым сложно слушать неподвижно, я предлагаю им бумагу и карандаши, чтобы они могли тихонько рисовать во время моего чтения. Это помогает «заземлить» учеников, которым нужно больше двигаться. Изменение внешней атмосферы таким образом создает ощущение, что мы пережили что-то вместе, – и это так! Мы побывали вместе в путешествии по нашему воображению.
- Творите ВМЕСТЕ.
Это не задание в рамках какого-то проекта. Здесь речь идет о том, чтобы ученики вместе с учителями получали удовольствие от совместной работы. Есть что-то очень мощное в процессе коллективного творчества. Мы делимся частичкой своей души, делаем видимым наш внутренний мир. Когда мы делаем это вместе, мы разделяем наши миры друг с другом, порой даже не произнося ни слова. Что можно создавать? Еженедельный коллаж, панно, стену набросков – неважно, что именно это будет. Суть не в том, чтобы сделать это красиво, а в том, чтобы регулярно выделять время для совместного творчества. Ещё я часто включаю какую-нибудь фоновую музыку, поскольку она помогает сконцентрировать внимание в данном пространстве и времени, объединяя и погружая в совместный опыт.
- Регулярно проводите вместе время на свежем воздухе, в мире природы.
Выделите особое время для совместного творчества на улице, работы в саду или просто совместной прогулки. (Так, когда я работаю с младшими школьниками, я устраиваю еженедельные парады, распевая песни из «Звуков музыки», маршируя и танцуя по полям! И да, они смеются над этим… но им также это и нравится, они присоединяются и не могут дождаться следующего раза!)
Суть именно в регулярности проведения времени вместе на природе. Природа мягко сводит нас друг с другом. Открытие нашей связи часто происходит в моменты тишины на открытом воздухе, когда мы осознаем, что каждый из нас является частью чего-то большего. Вдали от экранов, парт и люминесцентных ламп, погрузившись в чувственный опыт пребывания на улице, мы бываем более открыты для зрительного контакта, общения, самораскрытия и установления связи.
Никогда не используйте «якорь» в качестве награды (или лишение его в целях наказания)
«Якоря» должны быть постоянным опытом, благодаря которому мы поддерживаем связь друг с другом. Это должны быть такие ритуалы, которые мы делаем вместе, несмотря ни на что. Их нельзя превращать в награду за хорошее поведение или угрожать их лишением, если дети не будут себя вести надлежащим образом. Это как семейный ужин, который состоится как для счастливых, так и для ворчливых. Именно благодаря регулярным собраниям всем вместе можно создать отношения и сформировать коллектив.
Когда мы используем ритуалы единения как инструмент, чтобы попытаться заставить детей вести себя хорошо, мы подрываем саму суть того, как они работают, и лишаем их силы, а работают они, если коллектив регулярно проводит время вместе, что бы ни случилось. Семья вы или учебный класс – для того, чтобы в вашем совместном времяпрепровождении был смысл, вам нужно поддерживать связь друг с другом. В людях заложена тяга к общению. Создавая благоприятную обстановку для поддержания этой связи, мы также создаем условия для эмоциональной безопасности и помогаем детям открывать себя с лучшей стороны.
Откройте для себя силу «якоря» учебного класса
Эта статья – первая из трех, посвященных значимости «якорей» в построении любого коллектива. Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше, какая взаимосвязь между «якорями» в классе и инклюзивностью, а также о том, как создать их даже для самых проблемных учеников.
Я преисполнена благодарности за «якоря» в моей жизни – они объединяли мою семью, моих учеников. Никогда не недооценивайте силу связи, потому что она помогает взрастить удивительные вещи!
Ханна Бич, педагог, соавтор книги «Не упускайте своих учеников»
Перевод Ирины Гаран
Редактура Надежды Шестаковой
Источник: https://ideacentreforeducators.org/articles/anchor
Фото: canva.com