По каким причинам ребенка сложно накормить? Об этом заметка Ксении Безрукой.
«Ребенок не ест», «Ребенок хочет есть только хлеб/макароны/яблоки/яйца», «Ребенок не хочет есть дома»… Это очень частые жалобы родителей детей разных возрастов. И всегда хочется простого решения, волшебной палочки, чтобы за столом был малыш, который радостно ест все, что ему предлагаешь, и просит добавки. Но чаще всего реальная проблема не ограничивается собственно приемом пищи. Среди причин могут быть, например:
Физиология – дети могут меньше есть, когда болеют, когда у них режутся зубки, в первые дни, когда они выздоравливают. Короткая уздечка может ограничивать движения языка и мешать детям эффективно глотать. Низкий уровень железа влияет на способность ощущать вкус еды – ребенок может не есть.
Завышенные ожидания родителей – ребенок обычно ест меньше, чем взрослый, потому что он… меньше. Если положить ребенку порцию, как его папе, то тарелка ребенка и после трапезы может оставлять впечатление полной.
Привязанность – мы едим из рук тех, к кому привязаны, мы едим то, что едят те, к кому мы привязаны. Если ребенок не ест, мы можем давить на него, ставить ультиматумы, что разрушает нашу связь.
Эмоции – сильные эмоции могут влиять на приемы пищи. Фрустрация, грусть, страх… Наша жизнь полна эмоций. Например, возьмем тревогу. Когда человек ощущает тревогу, он может не хотеть есть. Или, наоборот, будет заедать стресс. Жевание помогает нервной системе переключиться в парасимпатический режим, режим покоя. Как соска или жвачка. Тревожить маленького ребенка может новая обстановка, ругающиеся родители, гости, изменения режима и т.д.
Альфа – ребенок в альфе не дает о себе заботиться и, соответственно, может отказываться от еды или быть очень избирательным. А взрослеющие дети могут страдать болезнями вроде анорексии или булимии.
Чувствительность – чувствительные дети часто предпочитают еду определенной консистенции, не любят перемешанное, «запачканное», могут быть очень консервативны в выборе продуктов.
Защиты – психологические защиты могут отключать физические ощущения. В защитах можно не ощущать холода, жары и даже вкуса еды, не говоря про голод и насыщение! Также некоторые защиты могут «отворачивать» ребенка от заботящихся взрослых. Тогда можно увидеть картину, что дома ребенок с семьёй не ест, а вне дома и с чужими людьми – ест.
Противление – инстинкт, который, с одной стороны, защищает ребенка от влияния людей, к которым он не привязан в данный момент, с другой, помогает ребенку найти себя и свои желания. Чем больше внимания мы уделяем еде, тем сильнее может быть противление.
Для того чтобы понять, в чем проблема с едой, зачастую приходится разговаривать об… отношениях.
Человеческая психика, как и организм, редко «выздоравливают» радикально и внезапно. Когда есть проблема, то, даже изменив что-то, мы ждём. Если у нас две недели были гости, приезжали бабушки и дедушки, и это увеличило тревогу ребенка, возвращение жизни в старое русло потребует времени и терпения. Если растут зубы или только что прошел вирус, ждём и наблюдаем. Если проблема длится больше пары недель, то не помешает проверить уровень железа и при необходимости выбрать препарат. Если с физиологией всё в порядке, то смотрим на отношения в семье, на то, как организованы трапезы. И опять же не ждём моментальных результатов. Наблюдаем, сохраняем спокойствие, предлагаем еду и заботу.
Связь между привязанностью и пищевыми предпочтениями детей несёт в себе множество сложных аспектов, один из самых важных – это вопрос доминирования в отношениях. Следует понимать, что не столько важно, насколько родители учитывают кулинарные предпочтения или вкусовые особенности ребенка, сколько значима их позиция в иерархии детско-родительских отношений.
Глубже раскрыть роль альфа-комплекса в проблемах с питанием и пищевыми нарушениями вы сможете, записавшись на онлайн курс «Альфа-дети».
Источник: https://www.facebook.com/groups/alpha.parenting/permalink/7753959497991801/
Ксения Безрукая
Фото: canva.com
В продолжение темы еще несколько статей: