Ох уж этот порядок в доме! Сколько сломано копий, сколько фрустрации, когда он снова и снова нарушается!
Можно очень долго рассуждать о том, насколько самооценка хозяйки зависит от наличия порядка, причем ситуация не меняется даже при наличии одного подростка, двух младших школьников и одного карапуза в слинге. Все равно должно быть чисто! А иначе мама не может расслабиться…
Как это знакомо.
Я помню, как изучала систему уборки «Флайледи», а потом читала разные книги по порядку, ту же Марию Кондо, смотрела в интернете фото различных лайфхаков, как устроить пространство удобным и красивым.
Всё это вертикальное хранение, бесконечные корзинки и полочки очень выручали меня по мере рождения новых детей. Я даже провела какой-то семинар для мам с фотографиями и идеями…
Кстати, мне такая деятельность по упорядочиванию вещей нравится. Я её рассматриваю как один из ресурсов и способов избавиться от фрустрации. Все же знают, что самый простой способ избавиться от фрустрации – это что-то переставить или передвинуть или переложить? Решать глубинные проблемы сложно, а вот что-то разложить в корзинки – глядишь, уже что-то изменил! Дёшево и сердито, как говорится.
Но если убрать шутки в сторону, все, конечно же, понимают, что после упорядочивания проходит ээээ… минут этак 30-40, и потом вуаля! – вся твоя система «по фен-шую» уже развалена твоим годовасиком или фрустрированным подростком, которым к ней добавлены «изюминки» в виде сотни разорванных бумажек.
Помню, как, когда у меня было уже пятеро детей, я с великим облегчением прочитала, что сама Мария Кондо, родив двух детей, искренне призналась, что теперь ей очень сложно поддерживать порядок по её же собственной гениальной книге. Ну всё, отлегло, не я одна такая «бестолковая» и «нерадивая». (Кстати, делюсь, недавно мне дали очень ценный совет никак себя не оценивать, ни положительно, ни отрицательно, так что теперь все эти и подобные им мысли отправляю в бан).
А все же. Ну, надо же как-то сохранять порядок в доме! И желательно, без криков и жертв!
И конечно же, каждая мама приходит к выводу, что пора бы уже приобщить к этому волшебному процессу своих гениальных и супер занятых детей.
Но прежде чем я об этом напишу, всё же оставлю здесь некоторые выводы по упорядочиванию пространства, которые помогают мне до сих пор.
- Размещать вещи в той комнате и, по возможности, в той ее части, где этим будут пользоваться. Казалось бы, очень простая идея, но так часто просто не хватает идей, как это сделать. Например, если я люблю вязать перед сном, то мое вязание не должно лежать на верхней полке на кухне. А в корзинке прямо возле или над кроватью. Иначе я никогда не буду вязать перед сном. Думаю, это понятное правило.
- Чтобы постепенно делегировать детям какие-то дела, им должно быть доступно и само дело, и инвентарь. Например, никогда не понимала смысл сушки для посуды, которая висит под потолком. Сколько лет должно быть ребенку, чтобы он мог самостоятельно разгрузить посудомойку или расставить помытое вручную по местам? У нас кружки, тарелки и приборы расположены в шуфлядах прямо возле посудомойки, на уровне их роста. Так что дети четырех лет уже могут заниматься посудой. Или, например, все знают, как дети не любят отжимать тряпку для мытья пола. Если робот-пылесос не ваш вариант (а так тоже бывает), то швабра с отжимом, вроде Leifheit Picabello, вполне решит вопрос с брезгливостью детей.
А всё-таки, как же так сделать, чтобы дети тоже убирались в доме и, желательно, без скандалов и принуждения?
Общеизвестно, что дети очень любят подражать своим взрослым и делать что-то вместе с ними, это происходит в тот момент, когда они переходят к привязанности на уровне похожести и также принадлежности. И выше тоже. Когда ребенок чувствует стремление к близости, он подходит к родителю и говорит, что хочет в чем-нибудь помочь. И это прекрасно.
Но правда также и в том, что жизненная суета, занятость, постоянная работа в отсутствие игры, долгое отсутствие ребенка дома в «школьный сезон» зачастую не дают ребенку почувствовать эту эмоцию стремления к близости, а зрелости и интеграции тоже никто не подвёз, и получается, что помочь маме попросту некому, а если попросишь, особенно, не завладев ребенком, получишь стойкий отказ или фрустрацию. Что же нам тут может помочь?
Правильно, традиции. Нужно сформировать свои традиции.
В моем детстве это был день генеральной уборки по субботам, который теперь и я, и многие мои знакомые с содроганием вспоминают как некое ужасное и выброшенное на ветер время. Уязвимые традиции выбрасываем. Семья – это творчество, поэтому нужно придумать свои традиции, которые будут вдохновлять или, по крайней мере, не будут восприниматься как каторга.
Помните, как в древнем обществе существовали инициации, когда ребенок, достигший определенного возраста, должен был пройти какие-то испытания, чтобы получить привилегии взрослого? Можно ввести свои ежегодные инициации, когда ребенок празднует свой очередной день рождения. Он получает список из своих с этого момента расширенных прав и расширенных обязанностей.
Причем они появляются, конечно же, не с потолка, а при участии интуиции родителей и, возможно, по предварительном обсуждении с ребенком. Список не должен быть длинным. Но хорошо бы, чтобы вместе с новыми правами, которые действительно важны и нужны ребенку на данный момент (например, разрешение самому без сопровождения ходить на прогулки, или ездить на велосипеде, или покупать себе одежду), он получил бы и новые задачи (самому и без напоминания выносить мусор, убирать свою комнату, ходить в магазин, и т.д.).
Традиции помогают убрать лишнее противление у детей и, что зачастую даже более важно, помогают самому родителю избежать неприятного момента перехода в новое состояние, когда ты должен что-то придумать, разработать, начать, не боясь сопротивления детей.
Тут только нужно изначально решиться и ввести традицию, а потом она будет работать сама на себя.
Кроме инициаций помогает назначать дежурного по кухне, дежурного по уборке – на каких-то этапах развития семьи это тоже хорошо работает. Видела в некоторых семьях на холодильнике график дежурств детей: кто, когда, где.
И ещё помогают списки дел или инструкции, как это делается. Например, как загрузить машину для стирки. Пункт первый – разложить бельё по цветам. Пункт второй и т.п. Такие алгоритмы упрощают детям работу, снижают тревожность (а как я с этим справлюсь?) и противление.
И конечно же, чем лучше и теплее у нас отношения с детьми, чем безопаснее мы сами и атмосфера в доме, тем меньше у детей защит и нежелания быть рядом, делать что-то вместе или ради семьи. Как-то сразу вспомнилось из комедии про Шурика «Песчаный карьер – два человека!» – «Я!»
Я уверена, что вклад в желание ребенка быть частью семьи – не только в радостях, но и в работе – вырастает из ежедневного внимания к каждому ребенку. В нашей семье есть традиция чтения перед сном, когда папа рядом с ребенком читает ему ту книгу, которую он выбрал. Сегодня это один ребенок, завтра другой, послезавтра третий, и так по кругу. А ещё ежедневное собрание семьи для обсуждения общих дел, планов, разбора ситуаций, чувств, эмоций. Когда дети чувствуют свою принадлежность к семье, свою значимость, их противление в разы сокращается.
Конечно, не все и не всегда гладко, но все мы люди, все живые, со своими обстоятельствами и своей незрелостью. Понимание этого тоже облегчает родителю жизнь, убирает кучу разочарования и даёт немного нужной для каждого дня игривости. Желаю всем приятной совместной уборки!
Галина Нарынкевич
Фото: canva.com
В продолжение темы еще несколько статей: