Хотите проверить, насколько хорошо у вас развита способность чувствовать свои эмоции? Часто это называют эмоциональным интеллектом, но дело тут не в интеллекте, а скорее в мягкости сердца, защитах от уязвимости и психологической устойчивости. (Именно поэтому эмоциональному интеллекту невозможно «обучить», а все, кто предлагает такие услуги, явно не понимает, как работают эмоции.) А бывает, мозг по инерции запрещает нам чувствовать то, что было небезопасно чувствовать в детстве.
На фото перед вами исторический артефакт.

Более 40 лет назад Гордон Ньюфелд составил список из 99 эмоций, чувств и реакций. Он перечислил эмоции, которые чувствуют люди с относительно мягким сердцем и не сильными защитами от уязвимости. Затем он провёл такое неформальное исследование: предложил этот список подросткам, друзьям своих детей, и подросткам в тюремной системе, с которыми он работал, и попросил их отмечать в течение двух недель те чувства, которые они в себе наблюдали, а также просто отметить все знакомые им чувства. И оказалось, что подростки в тюремной системе не чувствуют практически ничего из перечисленного. Друзья же его детей отметили примерно 80% эмоций.
Списков эмоций в интернете много, но в Институте Ньюфелда, по понятным причинам, предпочитают этот
Вот перевод этого списка на русский язык:

Как пользоваться списком «99 эмоций»:
1) Изучите внимательно, поставьте галочки напротив тех эмоций, которые вам знакомы, поставьте вторые галочки напротив эмоций, которые вы испытывали в течение последних двух недель (или понаблюдайте за своими чувствами в течение двух недель, отмечая всё, что заметите).
2) Понаблюдайте за взрослыми/подростками рядом с вами, отметьте те чувства, которые, как вам кажется, они испытывают. Покажите им список «99 эмоций» и попросите отметить те эмоции, которые им знакомы и которые они испытывали в течение последних двух недель. Сравните список эмоций, которые вы замечаете у них, с тем, что они чувствуют сами (тут могут обнаружиться удивительные несовпадения, потому что мы склонны проецировать на других свои чувства, а у другого человека могут быть защиты от уязвимости, и он может попросту не чувствовать всё это).
3) Попросите взрослого/подростка рядом с вами составить список ваших эмоций, сравните со своим.
4) С детьми можно поговорить про каждую эмоцию, попробовать рассказать о ней, нарисовать, станцевать, спеть.
5) Придумайте сами.
P.S.: Не относитесь к этому упражнению слишком серьёзно 🙂
Ольга Писарик, Надежда Шестакова
Перевод списка чувств, реакций и эмоций: Надежда Шестакова
В продолжении темы еще несколько статей: