Как часто мы видим слезы на глазах наших детей. Кому-то очень больно смотреть, как плачет малыш. Кто-то пытается непременно остановить этот поток, отвлечь ребенка. Кто-то не выносит этого, чужие слезы могут сильно раздражать. Но нельзя недооценивать настоящие слезы, когда ребенок проживает невозможность изменить ситуацию, печаль по этому поводу. Студентка Института Ньюфелда Евгения Эстрин делится замечательным случаем из жизни своей семьи, о тёплом принятии слез.
Хочу поделиться мыслями о слезах тщетности, о их важности для нас и для детей.
На эту тему припоминается мне вот такой эпизод. Мы все были на даче, и летний вечер окутывал нас своей тёплой дымкой. Детский смех и шёпот сосен утихли, оставив в памяти насыщенный событиями день у озера. Дети наслаждались каждым моментом этого дня, наполняя его яркими красками. Но в нем также было много и фрустрирующих моментов.
По семейной традиции, моя мама, старшие дети и я собрались играть три вечерние партии в «дурака». Внутренне я приготовилась к обычной шумной реакции на проигрыш моего среднего сына, восьмилетнего высокочувствительного мальчишки. Он очень тяжело переживает грусть и слёзы тщетности. Для него, как и для всех высокочувствительных детей, плакать – это большое испытание. Его слёзы – словно золото для меня.
И вот, проиграв очередную партию, он внезапно с кулаками набрасывается на старшую сестру. Но в этот раз происходит нечто удивительное: он останавливается, прячет лицо в сложенные на столе руки и горько плачет. Его маленькое тельце содрогается в такт слезам, которые он так долго сдерживал. Весь эмоциональный груз за день, а может быть, за неделю или даже за последние несколько лет, изливался неудержимым потоком.
Мне оставалось только гадать, что мой мальчик оплакивает сейчас: только лишь проигрыш? А может, то, что любимая бабушка скоро уедет обратно к себе домой? Или отсутствие стопроцентного внимания с моей стороны? Моя мама и старшая дочь тихо уходят, чтобы не вспугнуть эту печаль, не потревожить этот сокровенный момент. Я остаюсь рядом, обняв его, чувствуя, как он, всхлипывая, подрагивает от горя. Сколько мужества и одновременно хрупкости в слезах восьмилетнего мальчишки! Внутренне я ликую и отдаю дань мудрости природы, в тысячный раз мысленно благодарю Гордона Ньюфелда, Ольгу Писарик и институт.
На дачный посёлок опускается ночь. Я наслаждаюсь её звуками и глубокой печалью… уже по моим щекам текут слёзы. Я обнимаю своего сына, чувствуя его доверие и боль. Моё сердце наполняется уверенностью и надеждой за будущее моего сына. Звуки ночи смешиваются с нашими эмоциями, и я знаю, что именно в такие моменты закладываются фундаментальные основы его психологической устойчивости и способности к состраданию. У него всё будет хорошо, у моего прекрасного чувствительного мальчика.
Мы сидим так долго, растворяясь в ночной тишине. Каждый из нас по-своему переживал этот трогательный момент. Слёзы, которые так долго копились, наконец нашли выход, а этот вечер останется в наших сердцах как напоминание о силе любви и принятия.
Евгения Эстрин
Фото: https://lift.band/
В продолжение темы еще несколько статей: