Размышления о детском вранье

от yelenakucika
Размышления о детском вранье

Конкретный случай детского воровства может вызвать у родителей сильный эмоциональный ответ либо полную растерянность. Анна Искусных делится историей о том, как она приняла известие о воровстве своего сына и что из этого вышло.

Примерно полтора-два года назад, когда сыну было семь с половиной лет, в его кошельке появилась купюра в пять тысяч рублей. Он сказал мне, что нашел её возле шлагбаума на территории нашего ЖК, когда гулял с бабушкой. Это выглядело довольно странно и неправдоподобно, даже не логически, а интуитивно, но я не придала значения – нашел и нашел. Тогда они с младшим братом мечтали о красивых и довольно дорогих лазерных мечах с «Алиэкспресс», и сын решил, что потратит найденные деньги именно на это – один закажет брату, второй себе. Так и сделали.

Вчера утром готовлю ему завтрак, сидит грустный, глаза на мокром месте. «Мам, помнишь те пять тысяч, которые я сказал тебе, что нашел? Я их не нашел, я взял с твоей полки».

Я очень растерялась. Не потому, что он совершил какой-то безнравственный поступок, наоборот, я не почувствовала вообще никакого возмущения, стыда и несогласия вроде «мой ребенок взял деньги без спроса!» Ну, взял и взял. Так вышло. Что теперь?

Я так растерялась, что не провела никакой воспитательной беседы. Я могла бы написать, что это наши близкие отношения так сработали, и он не смог хранить секрет. Возможно. Но я не уверена. Может, кто-то ему сказал, что если врать, то нос отвалится, и поэтому он решил рассказать? Я не спросила, почему он решил сказать именно сейчас.

В пять лет враньё является показателем развития когнитивной функции, ребенок осознает, что то, что он думает и делает, не очевидно для других. И начинает тестировать новое осознание. Это естественный этап развития. После шести лет, если привязанность развивается благоприятно, ребенок не может долго выносить секреты от своих взрослых, потому что тогда он испытывает разделение, мощную динамику, которая не позволяет сохранять контакт со своим взрослым, вызывает сильные эмоциональные реакции – фрустрацию, тревогу. (Поэтому я не рекомендую использовать такие фразы как «это наш с тобой секрет от мамы» или «давай не скажем папе»). Именно поэтому после 6-7 лет – в хороших отношениях – дети не могут о чем-то умолчать и выкладывают все секретики своим самым близким.

Но почему-то он сказал об этом спустя полтора года.

Я вспомнила, как лет в 10-11 сама выбирала монеты из маминого кошелька. Тогда как раз появились металлические монетки. Перед тем как идти гулять, я брала из отсека, туго набитого мелочью, несколько монет на газировку и чипсы. Я знала, что, в целом, нехорошо так делать, но почему-то не шла и не просила по-честному (скорее всего, мне бы не отказали). Мама не замечала, и это было очень удобно. Спустя какое-то время я перестала так делать. То ли подросла и мозг дозрел до чего-то, то ли мне стало просто некогда гулять и покупать колу и чипсы, потому что я более плотно засела за учебу.

Оглядываясь сейчас назад, я до сих пор не считаю, что в этом было что-то ужасное. Ну, было и было. Больше я деньги у родителей и кого-либо без спроса никогда не брала. У меня никогда не было проблем с нарушением материальных и физических границ других людей.

Что я сделала с сыном? Сфокусировалась на отношениях и его эмоциональном состоянии. Сказала, что, похоже, ему сейчас очень непросто мне это сообщать, и я вижу, как он сильно переживает. Поблагодарила, что все же сказал, потому что для него (!) это показалось важным. Сказала, что хотела бы, чтобы ему было безопасно рассказывать мне все, что он посчитает нужным, и что я его очень люблю. Ну, вот и всё.

Правильно ли я сделала? Не знаю. В родительстве вообще нет правильных и неправильных реакций. Просто я почувствовала, что этого достаточно. И что в моем доверии к нему ничего не поменялось. Возможно, это из-за опыта доверия себе в аналогичной ситуации. Мы можем делать что-то сомнительное, но это не значит, что мы будем продолжать, пока нас не уличат и не накажут. И я точно знаю по своей практике работы с людьми, что жесткие и насильственно насаждаемые через стыжение и угрозы нравственные принципы несут больше вреда, чем ожидаемой от них пользы. Чем острее родители реагируют на «ложь» детей и применяют строгие меры, тем больше сокрытия и недоверия их ждёт в будущем.

Анна Искусных, Студентка Института Ньюфелда, практикующий психолог, автор блога о детско-родительских отношениях.

Источник

Фото: canva.com

В продолжение темы еще несколько статей:

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.