Ра-ра-ра – начинается свободная ИГРА!

от yelenakucika
Игра

Что такое свободная игра, как ее помочь развить ребенку, в каком возрасте и сколько минут ребенок может играть самостоятельно  секреты детской игривости приоткрывает Ольга Писарик.

Роль игры

Наверное, мы редко задумываемся о том, что на самом деле все млекопитающие играют. Игра – это наша врожденная способность, которая решает много задач в развитии, она нужна нам как воздух. Лев Семенович Выготский писал, что в игре ребёнок на голову выше себя самого. Именно в игре ребенок дорастает до новых вершин.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше себя самого. Игра содержит в себе все тенденции развития: ребенок в игре пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Лев Выготский

Игра может быть:
— эмоциональная, на развитие эмоций,
— социальная, на развитие и отыгрывание социальных ролей («Дочки-матери», «Пожарные», «Спасатели»);
— на отыгрывание инстинктов Альфы и другие.

Хрупкий и волшебный мир свободной игры

Свободная игра – это отдельный вид игры, очень хрупкий и волшебный. Свободная игра проявляется гораздо реже, чем другие игры, – игры на проигрывание эмоций, перепроигрывание травматичных ситуаций и другие.

Свободная игра – особая игра, она стоит в сторонке. Мы больше практически нигде не говорим о ней, но без нее сложно размышлять и хорошо понимать процесс становления.

Свободная, или солитюдная, игра – это игра в одиночестве. Не с друзьями, не с родителями, не с помощью каких-то экранов.

Как помочь развить ребенку свободную игру

Для того чтобы свободная игра состоялась, нужно предварительно напитать ребёнка. Для этого совершенно не обязательно играть с ребенком, даже если он просит: «Мама, поиграй со мной в дочки-матери», «Давай поиграем в  паровозик». Лучше дать ребенку контакт, близость: «Слушай, давай лучше я тебя обниму. Давай почитаем вместе. Давай вместе посмотрим мультфильмы».

Напитанный ребенок потом сам легко уходит в свободную игру.

Польза дидактических игр

А если это какая-то игра для обучения, с мамой, например? Часто мы предлагаем детям поиграть вместе. Хорошо, если ребёнок может отказаться, не делать это задание, и ему за это ничего не будет – мы не лишим его своего расположения, не пристыдим, не укорим. При соблюдении этих условий даже сложная дидактическая игра может быть игрой. Ведь это прежде всего момент контакта и близости ребёнка и родителя, когда оба получают удовольствие от этой игры.

К сожалению, если ответы идут впереди вопроса (то есть ребенок не задумывался еще о том, почему происходит то или иное явление, которому дидактическая игра пытается научить), то, скорее всего, ребенок ничего не вынесет из такой игры. Но зато это стать весело проведенным временем.

В идеале обучение должно следовать за интересом ребенка.

Свободная игра и сверстники

Свободная игра совершается в одиночку. Но иногда дети могут играть параллельно. Один в одном конце песочницы, другой – в  другом. Хотя полноценная игра со сверстниками может случиться, когда развита привязанность, когда есть  способность мозга к интеграции. Примерно с 8 лет ребенок может свободно проявляться при родителях, если они не вмешиваются и не предлагают много специально организованных игр.

Самое главное в этом вопросе – создать безопасное пространство, где ребенок может проиграть эмоции либо какие-то травматические ситуации, где никто не будет его ругать, запрещать играть, скажем, злодея или как-то оценивать его игровую деятельность.

Время для «ничего не делать» и участие родителей в игре

В разном возрасте у детей разная потребность в родителях и разная способность занимать самого себя.

Например, ребенок до года ещё не жизнеспособен, и родитель постоянно взаимодействует с ним. В этом возрасте мы развиваем привязанность на физическом уровне, и ребенку важно постоянно видеть, слышать, ощущать своего взрослого. Более подробно об этом можно узнать, послушав мою лекцию «Формирование привязанности у детей до года».

Безусловно, какое-то время ребенок может побыть под присмотром без активного участия взрослого, но сложно сказать, сколько это займет времени.

Постепенно с возрастом способность и необходимость занятий и игры наедине с собой увеличивается.

Когда для игры постоянно нужен взрослый

Ребенок может постоянно звать к себе взрослого из-за нехватки ощущения того, что он любим своим значащим взрослым в моменте, прямо сейчас. У вас может быть прекрасная привязанность с ребёнком, но внезапно в какие-то мгновения он может перестать ее чувствовать. У маленьких  детей ещё не так много психологических ниточек, чтобы держаться за ощущение «меня любят».

Детям, у которых ещё нет интеграции, постоянно как будто нужен зритель. У ребенка же с развитыми интегративными способностями уже получается играть с самим с собой в ролевые игры, причем за трёх персонажей сразу.

Чаще всего, когда ребёнок ощущает стремление к близости, он прибегает к своему родителю, или к обоим вместе, и просит их поиграть с ним. Это можно «перевести» с языка эмоций как: «Мама, мне тебя не хватает», «Папа, я хочу побыть рядом с тобой».

Игра – это естественное состояние для ребенка, но в то же время он чувствует потребность быть рядом с родителями, поэтому приглашает их в свою игру. Если напитать ребенка заранее, то он легче и больше сможет поиграть самостоятельно.

«Взрослая жизнь» ребенка

Когда нам кажется, что ребенок утратил свободную игру и занимается только «взрослыми делами», то следует внимательно понаблюдать. Скорее всего, такой ребенок не теряет свободную игру, а начинает заниматься тем, что одобряют его взрослые. Ребенок стал интересоваться рано чтением – вокруг такое жужжание началось, а, возможно, и одобрение словами, возникла атмосфера обожания, любви, гордости… А когда ребенок играет, то нету такого восхищения.

Сложилась установка, что любое усилие должно идти к некому результату и любое увлечение должно быть полезным. В итоге  складывается формочка привязанности, и мы начинаем  действовать, исходя из нее.

Ребенок для подтверждения любви,  контакта и близости начинает актуализировать какие-то действия и эмоции. И это то, что мы называем работой над привязанностью, когда ребенок старается нам понравиться, старается стать нам удобным. Очень легко начать этим неосознанно пользоваться.

Главное условие для свободной игры

Свободная игра растет изнутри, ей не нужно учить, это игра, для которой всего лишь нужно, чтобы было темно, тепло и тихо…

Текст подготовила Татьяна Хоменкова
Редакция Галины Нарынкевич
Источник: Интенсив 1 “Понимать детей”, семинар 3 (2023/2024 учебный год) https://neufeldinstitute.ru/int1/

Фото: canva.com

Курс Игра

Похожие сообщения