Дошкольников может расстроить что угодно. Они фрустрируются каждые 5 минут. А как они приходят к адаптации, рассказывает Анна Искусных в своей заметке.
Предлагаю посмотреть, как формируется способность к адаптации у детей с самого раннего возраста. Начнем с основы основ. Допустим, у вас есть тоддлер и банан, между ними что-то идет не так, и банан ломается.
Ребенок плачет, кричит: «Чини банан!», случается истерика. Было? Ну конечно, было!
Когда малыш сталкивается с тем, что в его жизни что-то не работает, он переживает сильнейшую фрустрацию вне зависимости от того, насколько это кажется логичным или нелогичным для взрослого. Задача взрослого – принять эти эмоции, выдержать самому и помочь ребенку в них удержаться, выдержать, переварить.
Это можно делать с помощью сочувствующих фраз:
- ты сейчас расстроен
- это очень грустно
- это печально
- ты фрустрирован
- что-то пошло не так, мне жаль
- это обидно, я помогу с этим справиться
Либо молчаливым соприсутствием – не все дети позволяют себя утешать и говорить в такие моменты, но наше тело и поведение все еще может демонстрировать выдерживание и принятие происходящего как выносимого и нормального для нас.
Сквозь бушующую фрустрацию мы помогаем малышу продвинуться к слезам грусти и тщетности: это не получится исправить, банан никогда не станет прежним. По сути, происходит работа горя в таком микро-масштабе.
Во время слез грусти в мозге совершаются колоссальные изменения: через слезы нервная система переключается из режима работы в режим отдыха и расслабления, у человека падает уровень агрессии и тревоги, тело расслабляется.
Для мозга это означает: о, мы выдержали то, что в жизни что-то не работает, и не развалились от этого. Жизнь продолжается, у меня есть энергия на что-то новое, я более не зациклен на банане.
Таких ситуаций в течение дня, недели, года, жизни ребенка происходит великое множество. Мы вовсе не должны в каждой из них двигать ребенка к слезам. Иногда уровень фрустрации будет настолько велик, что мы будем думать, как помочь ребенку справиться с агрессией.
Но базово, если ребенок плачет слезами грусти (не путать с истерикой) один или несколько раз в неделю, то механизм его адаптации будет развиваться и позволять ему справляться с другими неудачами.
Важно: ребенок не способен плакать слезами грусти в одиночестве, для этого ему нужен безопасный и надежный взрослый, рядом с которым можно плакать. И с этим обычно возникают проблемы.
В нашей культуре слезы считаются признаком слабости, за них стыдят, буллят, и это огромная потеря для психологического здоровья детей. Потому что слезы грусти – это природный терапевтический инструмент, которым снабдила нас психика.
Представьте себе, что на месте банана окажется рождение младшего брата, ненавистные уроки, несчастная первая любовь, развод родителей и другие жизненные ситуации, которые невозможно починить. Поэтому тренируемся на бананах.
Анна Искусных, студентка Института Ньюфелда
Источник: https://t.me/moi_universitety