Как только младенец начинает гулить и лепетать, его родители задерживают дыхание, прислушиваясь к каждому звуку, издаваемому ребенком, в отчаянной попытке разобрать, каким же будет его первое слово. Кто победит – «мама» или «папа»? В то время как родителям остается лишь гадать в предвкушении, исследования указывают на то, что в этой «тайной гонке» вырисовывается явный победитель.
Несмотря на то, что лингвисты продолжают спорить, что сложнее произнести – звук «д» («папа» – по-английски «dad») или «м», профессор Университета Макгилла Хезер Гоуд прочно обосновалась в «лагере пап». Она утверждает, что произношение звука «д» требует от ребенка больше усилий из-за определенного движения и положения языка.
Но независимо от сложностей в произношении, первым человеком, которого идентифицирует ребенок, обычно становится не тот, на кого указывает общественное мнение.
Межкультурное исследование первых слов младенцев показывает, что побеждает слово «папа». Исследовательница речи Твайла Тардиф вместе с коллегами обнаружила, что среди 900 младенцев от 8 до 16 месяцев из семей, говорящих на английском, кантонском и мандаринском языках, чаще всего дети идентифицировали первым папу. Несмотря на то, что мамы отстали не сильно, возникает вопрос, почему же папа все-таки стоит на первом месте?
Как так получается, что ребёнок произносит первым слово «папа»? Особенно это сбивает с толку и удивляет мам, если они проводят с малышом значительно больше времени. Мамы, у вас определенно нет причин для беспокойства – это совершенно не то, о чем вы подумали! Причина, по которой слово «мама» обычно следует за словом «папа», заключается в том, что мать не является первым человеком, которого ребёнок ощущает отдельным от себя.
Чтобы понять это, нам необходимо рассмотреть эти два слова в контексте развития. В идеале, в возрасте 6-7 месяцев у младенца начинают проявляться инстинкты застенчивости. Именно в это время малыш начнет демонстрировать явное предпочтение основному заботящемуся взрослому. К возрасту 8-9 месяцев, при благоприятных условиях, ребёнок начинает понимать постоянство объекта, то есть то, что объект продолжает существовать и сможет появиться вновь, даже если он исчез из поля зрения. Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает видеть причинно-следственную связь, то есть понимать, что он своими действиями может влиять на окружающий мир. Например, малыш понимает, что он может привлечь внимание родителей при помощи лепета так же, как при помощи крика или плача. Это очень важный момент с точки зрения процесса речевого наименования. Для того, чтобы ребенок начал соотносить слова с определенными лицами или предметами, последние должны обрести более постоянную форму.
И всё же, почему «папа»?
В случае, когда мать является основной привязанностью, в течении почти всего первого года жизни младенец в значительной степени находится в слиянии с ней. Отец же, наоборот, станет первым объектом, которого малыш воспримет отдельно от себя. Таким образом, «папа» – обычно первый человек, который идентифицируется вне связи мать-ребенок.
Слово «мама» обычно появляется вскоре за «папой», что указывает на то, что ребёнок начинает использовать слова для наименования постоянных объектов в своей жизни. И в этом событии заключено маленькое чудо развития: ребёнок рождается как отдельное, уникальное существо.
Хотя способность давать наименование маме и папе свидетельствует о становлении своего собственного «Я» ребенка, к трем годам мы услышим от него кое-что еще более определённое: «Я» или «Я сам».
Трехлетки часто бывают непреклонны в требовании называть их по имени, заявляя: «Я не твой милый, я Матвей!» Они абсолютно уверены в своей самостоятельности и независимости, скандируя: «Я сам!» так настойчиво, как будто во что бы то ни стало хотят убедить нас в том, что они действительно сформировались в отдельное существо и стоят на пути осуществления своей собственной воли.
Траектория развития процесса наименования у маленького ребенка показывает, сколько времени ему потребуется для того, чтобы вырасти в психологически отдельную личность. Первые три года жизни ребенка отличаются наибольшей нейронной активностью, когда более 100 миллиардов клеток мозга сформируются в 1000 миллиардов связей, которые позволят ему сложить воедино все части окружающего его мира и придать форму его жизненному повествованию.
Одно из самых выдающихся событий первых трех лет жизни ребенка — это его превращение в отдельную личность, формирующую свои собственные идеи, предпочтения, желания и намерения.
Начавшись со слова «папа», рождение психологического «Я» ребенка окончательно происходит вместе с появлением в речи местоимения «Я». В течение последующих двух – трех лет, «Я» продолжит развиваться по мере того, как ребенок будет осмыслять свой мир и находить для него свои собственные слова и значения. Для становления отдельной личности требуется время, и это должно стать основным занятием ребенка в возрасте от 3 до 6 лет, и такая сосредоточенность на себе зачастую может казаться нам слишком эгоцентричной. Развитие ребёнка в целостную личность — это долгий процесс, который достигается за счет фокусирования внимания на себе и управляется инстинктами, эмоциями, а также идущим полным ходом развитием мозга.
При благоприятных условиях в период между 5 и 7 годами мозг ребёнка станет способен учитывать две стороны одного явления одновременно и сочетать две противоположные мысли или идеи. Это означает, что при общении с другими людьми ребёнок сможет принимать во внимание как свои, так и их потребности. Теперь можно будет перейти от «Я» к «Мы», и это положит начало развитию социального существа. К этому времени дети лучше способны к самоконтролю в обществе, что позволит им с большей вероятностью соответствовать ожиданиям социума в отношении поведения и прилежания.
Превращение ребенка в социальное существо предваряется его становлением как отдельной личности. Магическое «Я сам» в трехлетнем возрасте указывает нам на то, что этот процесс идет полным ходом.
Хотя обычно папа является первым человеком, которому малыш дает наименование, необходимо понимать, что это лишь начало. Начало долгого пути к пониманию себя и своих возможностей использовать свои собственные слова, чтобы делиться своими переживаниями с другими.
Дебора Макнамара
Перевод Евгении Эстриной
Источник: mother.ly/parenting/no-worries-mama-saying-dada-first-actually-means-you-baby-are-super-bonded/