Действительно ли искусственный интеллект может проявлять заботу? Об этом статья Деборы Макнамары, а также о том, что всегда будет нужно нашим детям.
Компьютеры научились выражать сочувствие, помнить наши истории, даже говорить: «Мне не всё равно, ты важен для меня». Но что будет, если наши дети — или мы — поверим им? Наука о развитии предостерегает: утешение и поддержка, исходящие от программного кода, эмоционально воспринимаются как истинная близость. Так работает наш мозг, и это может обойтись нам очень дорого, выйти боком.
К написанию этой статьи меня подтолкнула не так давно случившаяся трагедия: самоубийство 16-летнего Адама Рейна после «бесед» с искусственным интеллектом. Как мама и семейный психолог-консультант, я хочу рассказать об опасностях использования ИИ в качестве замены уязвимым человеческим связям и заодно осветить вопрос, как нам поддерживать контакт с нашими детьми в этом мире, где родителям всё труднее оставаться ответом на эмоциональные нужды ребёнка и на его потребности в отношениях.
Невозможно представить, каково сейчас маме и папе Адама: сына больше нет, трагедия стала достоянием общественности… В судебном иске родители сообщают, что в самые мрачные дни Адам попал под влияние ИИ, не способного по-настоящему позаботиться и утешить, как это могли бы сделать они сами. Я всем сердцем сочувствую родителям Адама и надеюсь, что единодушная поддержка окружающих поможет им пережить эту невыносимую утрату.
Это не просто история одного мальчика. Эта трагедия обнаружила подспудный страх многих родителей: что если крик о помощи моего ребёнка останется неуслышанным — или, что ещё хуже, ответ на него лишь усугубит отчаяние? Именно это происходит, когда на инстинкты привязанности ребёнка откликается нечто неспособное к взаимной заботе.
Уязвимость подросткового возраста
Исследования показывают, что подростковый возраст – самый одинокий этап жизни. Нам следует относиться к юности как к уязвимому периоду развития. Подростки – уже не дети, но ещё и не взрослые. Путь через мост к зрелости может казаться долгим и преисполненным запутанных эмоций.
Во времена неопределённости человеку свойственно искать ответы, и именно в это уязвимое пространство врываются технологии с предложением дружеского общения – но без способности по-настоящему заботиться. То, что кажется связью, – лишь имитация. Когда у детей с ровесниками отношения ближе, чем со взрослыми, это тоже создаёт пробел в отношениях, который, скорее всего, будет заполнен заменителями вроде ИИ. Мой ключевой посыл здесь – в том, что мы должны вернуть своих подростков и не упускать их.
Отношения – это почва для роста. Благодаря взрослым, на которых можно положиться, – которые выдерживают слёзы, помогают справиться с фрустрацией и контейнируют тревогу, – укрепляется психологическая устойчивость и растёт благополучие детей. Когда инстинкты привязанности завязаны на искусственные суррогаты, развитие искажается. ИИ может воспроизводить слова, но не может нести груз наших эмоциональных миров. Он способен изображать заботу, но не способен любить.
Когда машины имитируют эмпатию
Человеческие существа «запрограммированы» на близость. Наши дети могут привязываться не только к родителям и учителям, но и к домашним животным, мягким игрушкам и даже неодушевлённым предметам. Этот инстинкт не слабость — это залог выживания.
Развитие ИИ-компаньонов приобретает новый и тревожный поворот. Этот инструмент способен имитировать эмпатию. Он запоминает подробности, использует слова утешения и генерирует ответы, по ощущениям полные сонастроенности. Одинокому или подавленному ребёнку, подростку может показаться, что наконец кто-то его слушает.

Когда ИИ демонстрирует эмпатию, это сбивает с толку наши эмоциональные системы. Мозг регистрирует утешение, сердце отмечает близость. Но тело не получает того, в чём на самом деле нуждается: каскадной заботы. Со временем ребёнок может начать ориентироваться на эти искусственные отношения, открываясь перед машиной больше, чем при общении с людьми. Психолог Шерри Тёркл предостерегает:
«Когда технологии предлагают то, что соответствует нашим человеческим уязвимостям, это очень соблазнительно. Мы одиноки, но страшимся близости. Цифровые связи же могут предлагать иллюзию компании, не требуя дружбы».
Формальная эмпатия не способствует развитию психологической устойчивости — она лишь углубляет изоляцию. Видимость заботы не напитывает нас эмоционально и оставляет беззащитными перед отчаянием.
Что делать родителям и учителям
История Адама – это не только история одного мальчика и одной семьи. Это сигнал для всех нас. Если мы не встанем на защиту детских привязанностей, технологии и ровесники не заставят себя ждать – они с готовностью придут нам на замену или, по крайней мере, попытаются это сделать.
Наши подростки уязвимы: эта пора жизни часто приносит им чувство глубокого одиночества и замешательство по поводу того, кто они такие. Общение с машиной, обученной говорить заботливыми словами, но не способной заботиться, подвергает детей риску оказаться в душераздирающей изоляции. Искусственному интеллекту должна быть отведена роль инструмента, а не заменителя. Он может способствовать поддержанию отношений, но не должен занимать их место.
Вот несколько простых идей, как нам с умом вести детей по этой новой местности:
- Познакомьте ребёнка с миром искусственного интеллекта.
- Помогите ему понять, что хотя слова, которые пишет ИИ, могут звучать заботливо, это всё равно не отношения.
- Спросите, что ребёнок думает по поводу того, что машина имитирует эмпатию. Как он это понимает?
- Для закрепления свяжите это с его собственным опытом: У тебя когда-нибудь был такой друг, который вроде как беспокоился о тебе, но никогда по-настоящему не поддерживал и не помогал тебе?
- Создайте и поддерживайте ритуалы человеческого общения, чтобы сохранить связь между вами. Семейные обеды, чтение перед сном, беседа по дороге из школы или созвон — простые заземляющие моменты, когда ребёнок может расслабиться в вашем присутствии; своего рода напоминание о том, кто его главная опора и надежда.
- Установите ограничения и оберегайте от влияния.
- Примите решение, когда и как будут использоваться ИИ-инструменты.
- Чётко обозначьте, что это инструмент, а не собеседник.
Наука о развитии помогает нам понять суть происходящего и при этом даёт надежду: отношения по-прежнему остаются самым мощным фактором развития и исцеления, даже в цифровом мире. Наша задача – не бояться технологий, а продолжать создавать условия, чтобы наши дети могли расти и раскрываться во всей полноте своей человечности. Эти условия – мягкие сердца, надёжные привязанности и эмоциональный покой, который позволит нам идти вперёд под управлением любви.
Искусственный интеллект перекроит наш мир. От нас потребуется неусыпная бдительность, чтобы не позволить ему стать ответом на эмоциональные потребности нашего ребёнка, впрочем, как и на наши собственные. Нет ничего более притягательного и опасного для человеческой души, чем то, что почти работает.
Не порабощают же нас те отношения, которые действительно напитывают. Напротив, они избавляют от голода по близости, способствуют ощущению собственной ценности – от жажды быть познанным самыми дорогими и любимыми людьми. Только настоящая привязанность освобождает наши эмоциональные системы и позволяет почувствовать себя в безопасности, подобрать слова для выражения своих переживаний, исцелить сердце и вырасти. ИИ умеет воспроизводить заботу – но отдать друг другу сердца и беречь их способны лишь люди.
Дебора Макнамара
Перевод Надежды Шестаковой
Источник: https://macnamara.ca/portfolio/when-ai-pretends-to-care-protecting-our-kids-attachments-and-emotions-in-a-digital-age/
В продолжение темы:
