Рецензия на новую книгу «Оскар и я. Наши места» от норвежской писательницы Марии Парр, автора книги «Вафельное сердце», через призму теории Ньюфелда.
Новая книга Марии Парр «Оскар и я. Наши места» удостоена главной литературной премии Норвегии — Премии Браги (2023), премии в области детской литературы Nynorsk barnelitteraturpris (2023) и итальянской Premio Letteratura Ragazzi di Cento (2025). В 2025 году он был включен в международный каталог лучших детских и юношеских книг «Белые вороны».
Это история о семье, в которой с мамой и папой живут двое детей. Иде 8 лет, она ходит в школу. А Оскар ещё дошкольник, ему пока только 5, но в школу он тоже пойдет совсем скоро, прямо в середине книги.
Ида и Оскар как самые настоящие брат с сестрой живут то в мире и согласии, правда, минут на 5, то как в кино всех жанров. Это и захватывающие приключения, и забавные истории, и бытовая драма, и трагикомедия.
Оскар как истинный дошкольник вызывает шквал недоумения у всех, но больше всего у старшей сестры. Ну почему он во сне трубит как пылесос? Почему ему всегда достается середина пиццы (ведь она без корочки)? Почему он все время хочет быть с ней и готов в лепешку расшибиться, лишь бы не ехать на велосипеде в одиночку? Почему он задает неудобные вопросы тяжело больному родственнику? И при этом почему мы все его любим, несмотря ни на что?
Конечно, когда тебе 5, то носковый монстр в шкафу – это нормальное явление. Звучит же очень правдоподобно для окружающих. А на самом деле, тебе просто 5 лет и страшно засыпать каждую ночь.
Когда тебе 5, нормально требовать батут и горевать, что не застал старый батут. И совершенно нормально предлагать дяде, который дышит уже только благодаря трубочкам, купить такой батут для всех и прыгать на нём всем вместе. И попросить купить самых вкусных булочек, не думая о тратах и диетах, о калориях и сахаре.
А ещё это очень даже нормально, когда туалетные шутки сыпятся без остановки, когда хохочешь над одним и тем же до боли в животе, когда тебя смешит что-то очень простое.
А если тебе восемь, то очень даже нормально не понимать этого малолетнего мальчишку, но любить его всем сердцем одновременно. И очень даже нормально чувствовать диссонанс между воспоминаниями из своего раннего детства и тем, что видишь сейчас. Ведь в детстве всё действительно огромное, необъятное, неизведанное. А сейчас Ида даже не уверена, нормально ли это, нормальная ли она, и надо ли вообще взрослеть. И нормально ли одновременно хотеть отдельную комнату, и бояться там остаться ночевать.
Полное название книги «Оскар и я. Наши места». И это самые разные места. И детская комната с двухъярусной кроватью, где через окно слышен шум горной реки. Это и коридор, где случилась ротавирусная беда у всей семьи. Это и большая водосточная труба, за которой можно спрятаться и издавать громкие звуки, слушая своё эхо. Это и огромная белоснежная горка, на которую надо забраться – непременно на самую вершину, чтобы потом со всего размаха врезаться в киоск с горячими кексиками и соком.
Это и дом болеющего дяди. И это большое дерево, под которым устроен самый настоящий домик, с плитой и кастрюлей для супа из шишек. В каждом месте, в нашем месте, у Оскара и Иды происходит что-то, воспоминания о чём согревают и радуют. И эти воспоминания будут радовать и дальше. Эти воспоминания, словно ниточки, соединяют нас с тем и с теми, что и кто нам дорог.
— Да, у нас был шалаш. Мы построили его на берегу, из камней. А ещё у нас было дерево в саду, на которое мы залезали. И тайное место под лестницей на чердак. И заднее сиденье в машине. Наши заветные местечки, какие есть у каждого, вроде бы такие маленькие, ничем не примечательные, но…
— Но теперь они кажутся тебе большими?— Да, — сказала мама, — большими и важными. Важнее всего на свете.
Но возможно, самое главное место для Иды и Оскара – это объятия их близких, где они находят тепло, понимание, поддержку и где они приглашены быть собой. Папа про Оскара так и говорит: «Он у нас нормальный!». Нам всем очень нужно приглашение в жизнь наших близких – прямо как приглашение в гости. Мол, заходи, мы тебе рады. И не просто на чаёк, а в нашу жизнь, в нашу семью.
Одного такого приглашения маловато. Нужно второе: когда тебя принимают со всеми твоими изюминками. Родители в этой истории как раз это и делают: сын никак не научиться читать – мама придумывает игру в «пли по буквам»! Оскар теряет свой рюкзак, так за ним чуть ли ни всей семьей отправляются ночью. Родители понимают и принимают незрелость своих детей – давая понять, что детей любят во всех их проявлениях, в неудобных, громких, мокрых, – всяких.
Мария Парр написала очень понятную и как будто знакомую историю. Такое чувство, что она заглянула в наше детство. Или просто в настоящее детство. И написала всё по-настоящему. И про рождество, и про пиццу, и про первый класс, и про то, как трудно сдерживать слёзы и как они текут сами собой в самый неудобный момент. И про то, как трудно понять, почему дорогие люди болеют и умирают. Причём не только детям, но и взрослым.
Иллюстрации к каждой главе достойны отдельного внимания: ты так и представлял себе героев!
Елена Куцика
В продолжение темы:
