Как справляться с импульсивным поведением?


Все мы рождаемся импульсивными. Таков природный замысел. Мы должны для начала научиться испытывать эмоции по одной. Это как  со зрением: сначала глаз воспринимает одиночные сигналы, потом они смешиваются, и мы получаем целостную картину. Поначалу работает одно полушарие мозга в единицу времени – до тех пор, пока оба полушария не разовьются достаточно и  пока между ними не появится связующее звено – мозолистое тело.

То же самое происходит с одной конкретной эмоцией в единицу времени. C каждой эмоцией мы чувствуем желание сделать что-то – появляется импульс. Поэтому  когда мы называем детей импульсивными, то подразумеваем, что они испытывают одну эмоцию за раз. И так и должно быть. Смешивание эмоций происходит в префронтальной коре головного мозга, нашей смесительной чаше, но этот процесс становится возможным в возрасте не ранее 5-7 лет, и мозг должен быть достаточно развит для этого. Ребенку нужно чувствовать свои эмоции, чтобы иметь мягкое сердце, смешивание чувств должно ему в этом помогать. Вы сами поймете, когда это начнет происходить, потому что ваш ребенок будет говорить: “Часть меня чувствует это, а часть меня то“, «Я очень злюсь на тебя, мамочка, но не хочу делать тебе больно», «Я жду – не дождусь школьного спектакля, но боюсь, что надо мной могут смеяться». Вы на самом деле увидите у него внутри это эмоциональное разногласие.  Когда это произойдет, это и будет началом самоконтроля. И это прекрасный процесс. У чувствительных  детей он начинается позже, чаще всего не ранее 7-9 лет.

При неблагоприятных условиях – я на протяжении нескольких лет работал с несовершеннолетними преступниками – размер их префронтальной коры остаётся как у четырехлетнего ребенка, то есть такие дети импульсивны по умолчанию. Импульсивность всегда указывает на  незрелость и недостаточное функционирование префронтальной коры. Хорошая новость состоит в том, что тут не бывает слишком поздно. Плохая новость в том, что нужно начинать с самого начала. Это как мышца, которая растет во время тренировок.  Как родители мы должны быть терпеливыми – наши дети перерастут импульсивность, если мы создадим благоприятные для роста условия. Они должны испытывать все свои чувства – это очень важно – но они чувствуют только что-то одно за раз.

Если ваши дети еще маленькие или очень чувствительные, наберитесь терпения – природа сделает свое дело, ведь у нее есть решение большинства проблем, с которыми мы сталкиваемся в детстве.

Перевод[info] lizzytaki

Источник
Переведено в сообществе [info]Заботливая альфа
Редактор перевода [info] irenru
Редактор русской версии [info] sananahead
Озвучивание и титрование русской версии – Алексей Воробьев и Соня Капник ([info] sleepysonya)

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 thoughts on “Как справляться с импульсивным поведением?

  1. Ла

    Моей старшей через пару месяцев 7 лет. Пока я не наблюдаю смешанных эмоций. В порыве гнева она может сказать, что не хочет чтобы я была её мамой или ударить меня. Поговорить после и объяснить про смешанные чувства пробовала, но каждый раз эмоции дочки берут верх снова и снова она не контролирует себя. Вернее, мне кажется , она считает это допустимым. Я же не переношу, когда она толкает меня или бьет. Стоит дать ей время?

    Reply
    • Валентина Ячичурова

      Конечно!
      “Импульсивность всегда указывает на незрелость и недостаточное функционирование префронтальной коры. Хорошая новость состоит в том, что тут не бывает слишком поздно. Плохая новость в том, что нужно начинать с самого начала. Это как мышца, которая растет во время тренировок. Как родители мы должны быть терпеливыми – наши дети перерастут импульсивность, если мы создадим благоприятные для роста условия.”

      Начните с начала. Дайте ей инструментарий. Чтобы она знала, чем вообще она пользуется в своей эмоциональной жизни. Научите ее словам, обозначающим чувства. Называйте ей ее эмоции, называйте свои эмоции, проговаривайте – я чувствую то, ты чувствуешь это. Возможно, ей не хватает имен, чтобы использовать весь арсенал чувств. Иногда, если у нас нет названия для чего-то, то и отношений с этим у нас быть не может. Мы начинаем вытеснять какие-то чувства, не допускать их в свою жизнь и тогда сложно использовать их в деле уравновешивания… понимаете? если какие-то из них табу…
      После этого в ситуациях не очень сильно эмоционально зажигающих ее, начните подкидывать ей взгляд с другой стороны. Говорите о том, что на другой чаше весов, что для нее значат события с двух разных перспектив зрения. Обсуждайте все. Нелегкие выборы, желание заполучить и страхи поражения, свои собственные ежедневные смешанные чувства, что хотелось, насколько желания одновременно противоречивы, показывайте ей свой внутренний конфликт и ведите ее по этому пути там, где есть время для того, чтобы принять решение. Научившись таким образом мыслить, она на автомате будет продолжать рефлексировать, и когда-нибудь для этого не придется прикладывать усилий, а уравновешивающие элементы мозг начнет подбрасывать сам и тогда вы увидите плоды уравновешенности и самодисциплины.
      Но чем чувства сильнее, тем сложнее уравновесить. И у взрослых не получается там, где эмоции шкалят. Для детей таких моментов больше и по меньшим поводам, но работает все так же.

      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *