Теория привязанности. Это словосочетание всё чаще и чаще можно встретить на страницах популярных психологических сайтов, и всё большее количество родителей выбирают растить детей «по теории привязанности».
Что же такое привязанность, теория привязанности и что значит растить детей «по теории привязанности»?
Само слово «привязанность» (Attachment) как обозначение определённого психологического феномена возникло в середине прошлого века. Английский психоаналитик Джон Боулби, занимаясь наблюдениями за маленькими детьми в больницах, заметил очень странное и встревожившее его явление: когда родители приводили ребёнка в больницу, чтобы оставить там на лечение (в Великобритании тогда это была общепринятая практика), ребёнок плакал, цеплялся за родителей, не хотел, чтобы они уходили, отталкивал врачей и медсестёр, не давал чужим людям проводить над собой манипуляции. Так продолжалось в среднем около трёх дней, после чего ребёнка как будто бы подменяли: он переставал плакать, становился апатичным, безразличным к манипуляциям над ним, медперсоналу становилось гораздо легче управляться с таким ребёнком, и считалось, что ребёнок «привык» или «адаптировался». Но когда, после окончания пребывания в больнице, родители приезжали забрать своего малыша, ребёнок, вместо того чтобы бежать родителям навстречу, отказывался их признавать, убегал, прятался, закатывал истерики и всячески отталкивал родителей.
Джон Боулби был не на шутку встревожен теми психологическими трансформациями, которые в условиях разлуки с родителями происходили с маленьким человеком в течение буквально нескольких дней. По воспоминаниям сына исследователя, сэра Ричарда Боулби, однажды отец пришёл домой очень возбуждённым и долго рассказывал своей жене о том, что наблюдал в больнице, описывая страдания малышей без родителей и их «странное» поведение при встрече с родными взрослыми. После длительной и возбуждённой беседы Джон Боулби сказал: «Я назову такие изменения в поведении Эффектом Боулби», на что жена неожиданно взорвалась: «Какой, к чёрту, Эффект Боулби, это же любовь!» Джон Боулби побелел и долго молча сидел обхватив голову руками. В то время ни один уважающий себя учёный не мог позволить себе исследовать нечто с названием, состоящим из четырёх букв (love)! Ни одно научное сообщество не было готово к тому, чтобы признать такого исследователя учёным. Так в психологической науке появилось слово «привязанность» (Attachment)…
Привязанность – это стремление, тяга, тоска человека по контакту и близости с себе подобными. Несмотря на то, что слову «привязанность» в качестве психологического термина не более 60 лет, само явление существовало всегда и изучалось с незапамятных времен. Ещё древние греки рассуждали о социальной природе человека. Существует множество философских и психологических трактатов, а также исследований, говорящих о привязанности, но нигде не упоминающих этот термин.
Например, в ноябре 2015 года на одной из конференций формата ТЭД прозвучала знаменитая лекция Роберта Уолдинга, рассказывающая о том, что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым.
Учёный Гарвардского университета делился результатами одного их самых длительных в истории психологии исследований, начало которому было положено в далёком 1938 году и длящемуся до сих пор. Исследование было посвящено вопросу о том, что делает нас здоровыми и счастливыми на протяжении нашей жизни. Отвечая на вопрос «Если бы сейчас вы задумали позаботиться о собственном светлом будущем, во что бы вы вложили время и энергию?» Роберт Уолдинг ответил однозначно: «После 75 лет исследования нам стало предельно ясно, что счастливее и здоровее нас делают хорошие отношения. Точка».
Слово «привязанность» в этой лекции не прозвучало ни разу, но это не должно сбить нас с толку. Речь идёт именно о ней, о заложенной глубоко в недрах нашего мозга тяге быть рядом, быть вместе. Зачем? Ответ на этот вопрос может быть как очень длинным, так и очень коротким. Короткий ответ: привязанность обеспечивает выживание.
Человеческие детёныши рождаются на свет очень «недоделанными», только-только достигнув минимально возможной физиологической жизнеспособности. Новорожденный сам дышит, поддерживает температурный баланс, в состоянии переваривать пищу и выделять из себя продукты жизнедеятельности. Но он не в состоянии следовать за своей мамой, самостоятельно добывать себе пропитание и искать тёплое убежище для ночёвки. Должно пройти много лет, прежде чем ребёнок научится всё это делать самостоятельно, а пока он зависит от взрослых, которые заботятся о нём. И необходим механизм, который бы помогал обеим сторонам процесса: взрослым облегчал задачу выращивания ребёнка, а ребёнка делал восприимчивым для заботы.
Таким механизмом и является привязанность. Благодаря привязанности мы в состоянии годами ежедневно день за днём делать ради наших детей то, что никогда не стали бы делать ради собственного удовольствия: терпеть недостаток сна, правильно и регулярно питаться, гулять в любую погоду, отказаться от вредных привычек, выучить наизусть сказку про курочку Рябу, принимать сложные решения и брать на себя ответственность. А дети? Благодаря всё той же привязанности наши дети принимают нашу заботу, слушаются нас, перенимают наши жизненные ценности и моральные нормы, видят в нас лидера и компасную стрелку для ориентации в жизни.
Без привязанности необходимость 15-18 лет выращивать ребёнка превратилась бы в невыносимую муку и редко выполнимую задачу, а благодаря привязанности мы даже умудряемся получать от этого процесса удовольствие.
Ольга Писарик
Фото Ивана Трояновского