Слезы — одна из составляющих психологического восстановления. О том, где можно найти свои слезы, заметка преподавателя Института Ньюфелда Женевьевы Шрайер.
Недавно мне посчастливилось в одиночку съездить на западное побережье острова Ванкувер — край старых кедров, скрученных болотных сосен, длинных прибрежных пляжей и величественного Тихого океана с его бескрайним горизонтом и мощными волнами.
Однажды днем я оказалась на берегу океана, в одном из тех мест, что так располагают к задумчивости; я размышляла о потере, о том, насколько она всеобъемлюща и вездесуща. И о том, что, несмотря на ее неотвратимость, в нашем обществе отводится так мало места и разрешения для того, чтобы переживать и плакать по потерям, большим и малым. Вместо этого мы слышим вечные призывы «справляться» или «держаться», смириться, не обращать внимания или сосредоточиться на плюсах, которые совершенно затмевают ту чрезвычайно важную роль, которую переживание тоски и потери играет в процессе адаптации человеческой психики.
В тот день там на пляже из меня хлынули слезы; сначала это были слезы по моей личной небольшой утрате, но затем они стали словно расширяться вовне до тех пор, пока я не ощутила, что плачу вообще обо всем, что когда-либо теряла, и о том, что еще будет потеряно. В том месте, где океан встречается с берегом, есть нечто, что всегда легко способствовало моей грусти. Я ясно помню, как подростком меня тянуло на берег моря, как будто только затем, чтобы, созерцая эти океанские волны, чувствовать, как они поднимают волны печали во мне. Мощь и величие моря и его солёные брызги словно притягивают мои солёные слезы.
В тот день, погруженная в море собственных слёз, я случайно подняла глаза и заметила ребенка, в восторге бегущего к берегу океана в сопровождении своей усталой матери. Охваченный жаждой открытий, малыш переворачивал камни, обнаруживал сказочных существ, таскал вдоль пляжа «домашних животных» из морских водорослей, гонял куликов. Я не перестаю поражаться тому самозабвению, с которым маленькие дети погружаются в игру.
Я наблюдала за малышом еще некоторое время: он бегал, прыгал, кричал, исследовал, полностью поглощенный магией места; и вскоре я заметила, что он занят воплощением совершенного нового замысла: строительством причудливого песчаного замка. Ну как же иначе, подумала я.
Песчаные замки занимают особенно важное место в моем сердце. Для меня замки из песка всегда были идеальным воплощением потери. Каким бы великолепным ни был замок или другое произведение, сколько бы времени, сил и страсти вы ни вложили в его создание, неизбежно одно — он долго не продержится! В конечном итоге он будет смыт волной или поглощен приливом. Значит ли это, что мы их не строим? Конечно, нет. Мы продолжаем прикладывать усилия, создавая свои шедевры, а затем отдаем их морю, вступая в свою собственную игру с неизбежностью потерь.
Я в восторге наблюдала за ребенком, так глубоко поглощенным своим инженерным подвигом, коим являлся этот великолепный замок со рвом, башенками и украшениями из ракушек. А потом я увидела ее. Судя по всему, она шла издалека. Это была волна-монстр: высотой намного больше остальных, она приближалась намного быстрее, чем можно было ожидать.
И точно: в одно мгновение она накрыла этот песчаный замок, безжалостно разрушив и смыв его, словно его и не было вовсе. Ошеломленный малыш разразился отчаянными рыданиями, увидев, как его так тщательно построенный дворец был до основания разрушен прямо у него на глазах. Однако мать тут же подхватила ребенка и стала раздраженно выговаривать: «Если ты будешь так себя вести, мы пойдем домой. Пляж — не место для слез!»
То, что для меня пляж — самое место для слез, конечно, не означает, что у всех должно быть так! Но в тот момент я почувствовала страстное желание, чтобы у этого конкретного ребенка в тот день, у его матери и у всех нас всегда было место и подходящий момент для того, чтобы отгоревать наши потери и оплакать наши замки из песка, которые когда-то у нас были…
Женевьева Шрайер
Перевод Ольги Шишкиной
Редактура Татьяны Безбородовой
Источник: https://neufeldinstitute.org/saltwater-tears-a-personal-reflection/
Фото: canva.com
В продолжение темы еще несколько статей о психологической устойчивости: