Терапевтический эффект игры в жизни ребёнка

2299481188_95ccd9d9bb_o-1

“То, что существует, должно быть выражено.
Если оно не выражено, мы заболеваем” (З. Фрейд).

Мне посчастливилось послушать запись семинара д-ра Гордона Ньюфелда на тему игры на кампусе института Ньюфелда, где я учусь. Он проводил этот семинар для родителей в 2010 году.

В силу того, что дети еще не умеют рефлексировать – смотреть на свои мысли, чувства со стороны – игра становится для них способом выразить их, “выиграть их из себя”. В этом она помогает детям так же, как слова взрослым. Когда дети лишены возможности свободно играть, они раздражены, болеют. Игра оказывает на них терапевтический эффект.

Д-р Ньюфелд рассказывает, в какие игры он играл с друзьями в детстве. У его друга, Тедди Кэмпбелла, который был на пару лет старше и жил напротив, отец не вернулся с войны. И мальчик постоянно играл в месть. Они с Гордоном часами напролет копали траншеи, убивали врагов, строили планы нападений. Это была игра именно того мальчика, так он “выигрывал из себя” все эмоции, связанные со смертью отца.

После этого маленький Гордон шел в соседний дом и играл там с Лорэл. У Лорэл была другая фантазия. Она мечтала о том, чтобы быть навеки связанной с кем-то узами брака. “И каждый раз, когда я приходил к ней в гости, мы женились. У нас было по две-три свадьбы в день со всеми приготовлениями, облачениями в соответствующие наряды. Я женился на ней сотни раз”. Совсем другая игра с другой динамикой. Гордон не играл в этих играх ключевых ролей, скорее помогал тем детям проигрывать их сценарии.

Младший сын д-ра Ньюфелда в возрасте 5 лет два раза терялся: один раз в Италии, другой раз во Франции. Так вот после этого игра в прятки стала для них ритуалом на каждый вечер. Папа должен был искать его и обязательно находить. Так они играли вплоть до 8 лет.

Если повспоминать, в какие игры мы сами играли в детстве, то можно понять, что тревожило нас самих, что мы “выигрывали из себя”. Я начала вспоминать, во что же играла я? И вспомнила. Важнее всего для меня было строить свои домики. На старых ветвистых яблонях в школьном саду, в кустах за домом. В игре я каждый раз создавала для себя какое-то уютное, небольшое, но безопасное местечко, где я могла бы укрыться и которое было бы только моим. Я тщательно обустраивала свой дом и много играла в маму.

Этот семинар также дал мне много пищи для размышлений по поводу того, во что преимущественно играют мои дети и что их тревожит. И ведь действительно, всё находится прямо на поверхности, нужно только уметь видеть.

Юлия Твердохлебова

Источник

Фото flickr.com/photos/chicks57

 

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *