Дети, воспитанные «по теории привязанности», вырастают инфантильными и неприспособленными?

Бытует мнение, что дети, которых воспитывают приверженцы теории привязанности (и под этим подразумеваются сторонники популярного родительского течения «альфа-родительство»), все сплошь вырастают тревожными, нелюдимыми и неадаптивными личностями, которые не способны оторваться от маминой юбки до глубокой старости. Есть множество факторов, которые поспособствовали формированию подобного мнения.

Во-первых, подход альфа-родительства нередко путают с гиперопекой. Причём путают как противники, так и сторонники подхода. Ведь, в отличие от авторитарного стиля, и там, и там важной составляющей является доброе, снисходительное, прощающее отношение к ребёнку. Родитель готов быть рядом, не подталкивая ребёнка к тому, к чему он не готов. Но принципиальное отличие альфа-родительства от гиперопекающего стиля в том, что ведущая роль остаётся за родителем. Родитель принимает решения, несёт за них ответственность и позволяет ребёнку встречаться с границами, вместо того чтобы не подпускать к ним, или же сам эти границы сообразно обстоятельствам двигает, вместо того чтобы давать ребёнку их проломить. Альфа-родитель заботится о чувстве безопасности ребёнка, в то время как гиперопекающий родитель скорее  тревожится об этом. Все эти нюансы не всегда видны тем, кто знаком с теорией поверхностно (осуждая её или находя в ней оправдание).

Затем, само слово «привязанность» в нашей культуре нередко воспринимается с негативным оттенком. Я встречала не одну популярную статью об отношениях с названием вроде «как отличить любовь от привязанности».

Привязанность=привязать=симбиоз=несамостоятельность.

Но самое важное, о чём стоит подумать, столкнувшись с этой идеей, на мой взгляд, вот что:

Когда наблюдаешь какую бы то ни было закономерность, не стоит спешить с выводами о причинно-следственных связях!

Не всегда, если вы наблюдаете вместе А и Б, Б вытекает из А. Возможно, на самом деле, это А вытекает из Б или вовсе А и Б являются следствием С.

Действительно, среди детей поклонников теории привязанности довольно часто можно встретить чувствительных, тревожных, «не садовских», менее самостоятельных, чем их уверенные и «социализированные» сверстники. Является ли это следствием стиля воспитания? Логичнее предположить, что как раз выбор подобного стиля воспитания является следствием отличия ребёнка от более адаптивных и менее чувствительных сверстников. Очень часто приобщение к сообществу альфапэрентинг становится результатом поиска подхода к ребёнку, с которым привычные, взятые из собственного детского опыта или бихевиористических пособий для родителей (скажи то-то, сделай то-то, забери у него то-то, и он послушается) методы не работают. Или же это результаты поисков альтернативного пути, который возник из-за собственных не самых приятных детских воспоминаний. А если такие воспоминания есть, если доверие к методам собственных родителей подорвано, это означает, что этому родителю (бывшему ребёнку) такие методы тоже не подошли. Можно ли в его конкретном случае назвать их успешными? Чувствительный ребёнок не перестанет быть чувствительным от того, что его будут растить «по теории привязанности». Но некоторые его черты, которые пугают взрослых страшной перспективой неприспособленности к жизни, будут более заметны от того, что никто не будет их подавлять или списывать на не поддающийся воспитанию дурной характер. Зато его шансы сохранить контакт с самим собой, с собственной природой, значительно увеличатся. Правда, противников теории привязанности именно этот аспект вряд ли волнует.

А выводы сегодня такие:

1.Теория привязанности не сделает вашего ребёнка неадаптивным тревожным инфантилом. Без вашего участия, само собой.

2.Теория привязанности не даёт предписаний касательно обращения с ребёнком, она описывает закономерности развития и влияние на него отношений со значимым взрослым. Мы воспитываем ребёнка не методами и приёмами, а своей личностью со всеми её характеристиками. В руках тревожной и неэмпатичной мамы одна и та же «теория привязанности» превратится в два совершенно разных метода.

3.Последнее – о том, почему эта идея про неадаптированных инфантилов  так же стабильна, как вечные холивары про прививки и соски. Тут всё просто. В любом родительском вопросе эмоциональная составляющая играет решающую роль, и это определяет избирательное внимание к приводимым аргументам. Ведь в этих спорах мы, по сути, отвечаем себе на два вопроса: действительно ли мы хорошие родители и – что, на мой взгляд, ещё уязвимее – действительно ли наши родители так хорошо/так плохо нас растили. Сфокусировавшись на этом вопросе – что мы хотим сами себе доказать про своё детство и своё родительство, мы наконец сможем перестать чувствовать такое сильное напряжение в связи с чужим альфа-, бета- и каким бы то ни было родительством.

Надежда Монастырская

Источник

Фото: www.flickr.com/photos/28597232@N02/2727158167

 

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

One thought on “Дети, воспитанные «по теории привязанности», вырастают инфантильными и неприспособленными?

  1. Евгения

    Честно говоря, сейчас уже не осилила статью, т.к. глаза слипаются, но могу сказать с уверенностью, что ребзя который ранее был на ручках и т.д… вовсю исследует мир и даже, наоборот, его приходится иногда стопарить, ну , это уж, в силу возраста, он то не знает что к чему)) Детю полтора года.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *