От того, что мы видим, зависит то, что мы делаем

Интенсив I – это базовый курс, который был разработан Гордоном Ньюфелдом. Его основная цель – показать, как реализация личностного потенциала связана с феноменами зрелости, уязвимости и привязанности, и научить участников смотреть на психологические проблемы через призму подхода Ньюфелда. До 15 июля на курс действует ранняя цена.

Записаться на курс можно здесь

Хотя за последние несколько десятков лет наши знания о том, как работает человеческий мозг, и о том, что требуется детям для здорового психологического развития, сильно изменились, наше понимание дисциплины до сих пор остается на уровне представлений далекого прошлого. Мы воспитываем своих детей примерно так же, как наших бабушек воспитывали наши прабабушки и как наших родителей воспитывали наши бабушки.

От того, что мы видим, зависит то, что мы делаем

Представим, что поведение ребенка – это айсберг в море. Известно, что мы видим вершину айсберга, так называемое проблемное поведение: ребенок кричит, не выполняет обещанного, не ложится вовремя спать, дерется, обзывается, не делает уроки, мешает, обманывает, спорит с родителями, кусается.

У каждого из нас есть набор проблем подобного рода. Проблемное поведение – это то, что мы видим. Например, ребенок бьется в истерике по непонятному поводу, и нам в таком случае хочется прибежать и исправить ситуацию. Именно поэтому самый распространенный вопрос родителей: что мне делать, когда ребенок кричит, не слушается, выводит меня из себя и т.д.?

Если же мы увидим то, чего обычно не видим, а именно подводную часть айсберга, то проблемное поведение остается наверху, на поверхности. Проблемное поведение надо рассматривать как верхушку айсберга, как его видимую часть. Но причины этого поведения лежат глубоко внутри, они скрыты в психике ребенка.

Две основные причины проблем с поведением ребенка

Стоит сразу сказать о том, что подавляющее большинство проблем, особенно у детей, возникает из-за двух факторов — это психологическая незрелость и проблемы в отношениях. И если мы каким-то образом научимся обходить эти два фактора, то есть поддерживать отношения и компенсировать психическую незрелость, то проблем с поведением, с дисциплиной у нас практически не будет. И не придется лихорадочно искать кнопки, на которые необходимо нажать, чтобы ребенок не делал того или иного, либо, наоборот, делал что-то в нашем понимании хорошее. Все проблемы сами уйдут.

О зрелости

  • Зрелый человек обладает чувством отдельности и ценит отдельность.
  • Он ценит свою способность сделать что-то самостоятельно.
  • Он независим, самостоятелен и стремится к этому.
  • Он ответственный.
  • Он полон каких-то интересов, инициативен.
  • Он редко скучает, он с удовольствием и легко творит в одиночестве.
  • Он вдумчив, уравновешен, морально развит.
  • Он видит контекст, учитывает интересы других.
  • Он социально адаптирован. Это значит, что он не только легко сходится с людьми, но еще и при этом не теряет себя. Внутренне он понимает и разграничивает, где его интересы, а где интересы коллектива, в чем-то он может уступить коллективу, а в чем-то его собственные моральные ценности для него гораздо важней. То есть человек не теряет себя, но при этом и не давит других. Он как бы взрослеет от трудностей, решает проблемы, учится на ошибках, восстанавливается после травм.

Записаться на курс можно здесь

Хотелось бы заметить, что зрелость — это не диагноз. Никто не рождается зрелым, а детеныши человека рождаются самыми незрелыми среди всех млекопитающих. И требуется длительный путь, иногда длиною в жизнь, чтобы прийти к своей зрелости.

Можно сказать, что один человек более зрелый, а другой менее зрелый. И мы всю жизнь идем к зрелости, перемещаясь по этой шкале, но для нашего краткого экскурса в зрелость будут использоваться понятия «зрелый» и «незрелый».

О незрелости

Основные характеристики незрелости таковы:

  • Недостаток адекватных границ.
  • Отсутствие чувства отдельности.
  • Недостаточность отношений с самим собой.
  • Человек легко начинает скучать, легко отвлекается.
  • Неспособен учится на ошибках или последствиях, его заклинивает на том, что не работает, на том, что неэффективно.
  • У него наблюдается недостаток психологической устойчивости, чтобы противостоять жизненным трудностям.
  • Неспособность воспринимать запреты и ограничения.
  • Неспособность отпускать ситуацию.
  • Он легко провоцируем, неуравновешен в переживаниях и выражении экспрессии, подвержен реакциям вытеснения и реакциям маятника.
  • При решении проблемы неспособен принимать во внимание обстоятельства или несколько параметров единовременно.
  • Он не способен осознать понятие труда или чем-то жертвовать ради достижения цели.
  • Не умеет действовать из двух референтных (соотносимых) точек одновременно.
  • Не способен на подлинное мужество и истинное терпение.
  • Не подвергает сомнению собственные ощущения, понимания смыслов, мнения или верования.
  • У него отсутствуют самостоятельно установленные моральные нормы, знания не сказываются на действиях, а добрые намерения легко исчезают.
  • Для него характерно отказываться обращать внимание на то, что неприятно, нежелание рисковать в обучении и исследовании нового, отрицание своих недостатков и несовершенств.

Так выглядит психологическая незрелость. Наверняка эта картина знакома, ведь в окружении любого человека найдутся и взрослые, и, конечно же, дети, со схожими характеристиками.

Говоря про зрелость и незрелость, стоит отметить, что у зрелого человека проблем с дисциплиной не будет, потому что у него есть чувство долга, есть понимание того, что надо, есть осознание ответственности. У незрелого человека этого нет. Значит, задача должна быть поставлена так: как дисциплинировать психологически незрелого ребенка? Иными словами, как дисциплинировать, не теряя отношений? Как помогать психологически незрелому ребенку управляться с миром вокруг? И как справляться с собственными требованиями к ребенку?

Ольга Писарик, открытый урок «Границы в жизни ребенка».

 

Отзыв об Интенсиве I:

Раньше было так: мой ребенок плыл на лодке по очень резвой речке, а я бежала по берегу рядом и пыталась как-то регулировать его маршрут — я кричала, махала руками, указывала направление изо всех своих сил…но, очевидно, мои старания не давали нужного результата. Лодкой управляли волны, ветер, но точно не я. Мне было страшно. Куда плыл мой ребенок и что его ждет через через 10 метров, я не знала… я очень хотела, чтобы он оказался в будущем в хорошем месте и в хорошей форме, но как туда добраться и что это, вообще, значит — было вопросом. Управлять лодкой вдали от нее было сложно. Весел в моих руках не было, зато на спине был огромный рюкзак, вплотную набитый страхами и опасениями разных мастей — как бы ничего не упустить, чтобы ребенок вырос «нормальным», оооой… он такой агрессивный и некультурный, ему будет сложно «вписаться» в общество, в какой бы кружок его срочно отдать, чтобы дать ему шанс найти призвание и стать-таки Человеком… Столько родительских страхов! Столько тревоги… Но я все-таки сомневалась — пойти на курс или нет. Я же знала, что главное — любить ребенка несмотря ни на что, и тогда все точно наладится… рано или поздно. И как же здорово, что на курс я все-таки пошла. Теперь весла в моих руках, я в лодке, ребенок за мной, и кроме этого есть четкая карта местности… Это невероятное чувство — когда ты можешь вести его за собой, когда страхов больше нет, потому как есть знание и ответы и понимание, что делать, если впереди будет не так солнечно и тепло, как хотелось бы… Спасибо Ольге огромное за возможность узнать важное. И увидеть ребенка таким, какой он есть.

Ольга Слепцова, и

 

Фото: pixabay.com

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *