Подростковый возраст — это период, который требует особого внимания, это время, когда многие из нас сталкиваются с трудностями в общении с подростками. Своим опытом и знаниями делится мама четверых детей, директор русскоязычного отделения Института Ньюфелда Ольга Писарик.
С моим первым подростком мне было сложнее всего. Я уже была в институте Ньюфелда, прошла курс «Подростки», много училась и преподавала. И тут на меня как будто грузовиком наехали. Я растерялась, но было интересно. Со вторым, третьим и четвертым подростком было уже попроще. Непоправимых ошибок не совершала, но иногда вспоминаю этот период в формате анекдотов: «Неужели я не видела, что вообще с человеком происходит?»
Отношения с подростком — это непрерывный танец, в котором родитель ведет и отлично знает свою партию хотя бы в теории. Зная теорию, намного легче воспринимать весь эпатаж, связанный с подростковым возрастом: закатанные глаза, косые взгляды, неожиданный тон голоса.
Как было раньше
Двести лет тому назад возраст, который мы сейчас называем подростковым, длился примерно три года. В 13-14 лет у девушки начиналось половое созревание, а в 15-16 ее уже выдали замуж. К этому времени она знала, как растить детей, когда доить корову, как ткать из льна, шить одежду, и была знакома со всеми людьми, с которыми предстояло общаться всю свою жизнь.
Сейчас подростковый возраст заканчивается позже 18 лет. Я смотрю по своим детям: где-то к 25 они наконец-то выходят из всего подросткового. Это достаточно долгий процесс, хотя, конечно, и в 20-21 они не дети совсем, но переход во взрослое состояние сейчас длиннее, чем это было раньше.
Подростковый возраст сильно отличается от детства, но и отличается от взрослости. Интересно, что психологами он стал выделяться всего лишь чуть больше ста лет назад. Подростковый возраст — это переход между детством и взрослостью.
Мост между детством и взрослостью
Когда Гордон Ньюфелд рассказывает подробно об этом периоде, то часто использует метафору моста. Ребенок то в детстве, то во взрослости, то он спит с мягкими игрушками, то встречается с девочкой, то ожидает, что ему сказку на ночь прочитают и одеялко подоткнут, то заявляет: «Всё, не звоните мне, я у друзей с ночёвкой». Соответственно, родителям непонятно, как с ним общаться: то ли как с ребёнком, то ли как со взрослым.
Существуют два вида советчиков родителям подростков. Первые будут внушать: «Отстаньте от него! Да вы что, себя в 14 лет не помните? Перестаньте к ним приставать, и пускай сами отвечают за свои поступки! Пусть он/она поймет, что значит к урокам не готовиться, пусть получит плохую оценку. В комнату не заходите, в личную жизнь не вмешивайтесь». Как будто человек в 14 лет сам в состоянии нести ответственность за свою жизнь.
Второй подход — закрутить гайки. «Так, я что сказал? Ты у меня из дома не выйдешь, если ещё такое повторится!» Кстати, сейчас я цитирую сериал «Цикады», который мы смотрели и обсуждали с родителями подростков на канале “Заботливая Альфа” в Телеграмм.
Этот сериал я бы назвала атласом подросткового возраста. Практически все возможные проблемы подросткового возраста, кроме ранней беременности, там были рассмотрены: буллинг, кибербуллинг, отношения со сверстниками и отношения с родителями. Чем еще примечателен сериал? Тем, что там много внимания уделяется отношениям в семье, показаны очень разные родители, разные семьи, разные истории детей и подростков.
Возраст рождения личности
Очень важно помнить, через какие изменения проходят подростки. Не случайно ведь говорят, что подростковый возраст — это возраст рождения. Если сравнить с рождением на свет, то это практически столько же боли, столько же изменений – как психологических, так и физических. Гормональный взрыв, изменения тела такие, что вообще непонятно, как мы все пережили пубертат. Правда, мы как-то и рождение на свет пережили. Только рождение мы не помним, а подростковый возраст чаще всего не забывается.
В итоге трансформаций подросткового возраста выходит сформированная личность. Должно произойти рождение личности, а это происходит очень редко. К сожалению, часто многое идёт не так и условия взросления неблагоприятные. Еще одна цитата из сериала «Цикады»: «Да, ему уже 18 лет, и что? Вчера еще нельзя было алкоголь покупать в магазине, а сегодня уже можно. Отлично. Вчера нельзя было за руль садиться, а сегодня уже можно. Вчера там нельзя было жениться, а сегодня уже можно. А мозги за эту ночь, вот прям так сильно поменялись? Ответственность прямо сразу подвезли с возрастом?»
В действительности это потрясающий возраст! Такая трансформация происходит прямо на глазах! В течение нескольких лет из малыша рождается личность. Еще можно помочь, подстелить соломки, но повлиять напрямую уже невозможно. Инстинкты, которые помогали нам с маленькими детьми, в отношении подростков у нас уже не работают.
Народная мудрость с подростками не работает, она вообще «складывает лапки». Пока поперёк лавки ребёнок лежит, то можно его воспитывать, а когда он уже вдоль лавки лежит, то всё, уже воспитывать поздно. Но стратегия ухода от ответственности и зарывания головы в песок не очень работает с подростками.
Проблемы подросткового возраста
В подростковом возрасте обостряются все проблемы. Одна из распространенных серьёзных проблем — это альфа-дети. Родители часто избегают быть заботливой альфой в отношениях. Эта проблема – одна из тех, которые требуют перестройки родителя еще в более младшем возрасте детей.
Вторая распространённая проблема — это дисциплина. Когда ребенок не слушается, это всего лишь вопрос знаний: изучаете вопросы противления, дисциплины, агрессии, проходите курсы и решаете проблему. С альфа-комплексом сложнее, потому что там все-таки идет взаимная игра инстинктов, поэтому придется и родителю перестраиваться.
Проблемы подросткового возраста — это уже сложные проблемы, и это те проблемы, которые возникли не вчера. Они копились, копились и в подростковом возрасте выстрелили. У детей появляется больше жизнеспособности, они становятся мобильнее, меньше зависят от нас.
Подростки все еще нуждаются в нас, но они часто об этом даже и не подозревают. Проблема возникает не тогда, когда ее видят все. Проблема возникает не на пустом месте и почва для нее готовится заранее. Если ребенок не плачет, если сердце ребенка достаточно черствое, если не переживает уязвимые эмоции — это серьезный повод, чтобы внимательно присматриваться к своим отношениям с подростком и начать что-то делать, потому что такая проблема сама не решится. Взрослые несут ответственность за несовершеннолетних детей. Дети не могут нести ответственность за свои поступки.
Взаимоотношения со сверстниками, отношения с одноклассниками — это, наверное, самое уязвимое, что существует в жизни современного подростка. А если есть перепривязанность к сверстникам, то ситуация становится гораздо сложнее. Перепривязанность к сверстникам очень сильно отдаляет от родителей. Такие подростки как будто уже не зависят от родителей и их мнения, зато очень сильно зависят от мнения одноклассников, от того, что одноклассники делают, как обращаются, пригласили на вечеринку или нет, что они говорят, какие видео выкладывают, — это все становится архиважным.
Общение с подростком
Как общаться с подростком — это нужно знать точно. Ошибки во взаимодействии с маленькими детьми не сильно видны, потому что маленький ребенок чаще всего не хлопнет дверью, не пошлет подальше, не будет резать себе руки, не пойдет жить к друзьям.
Также с маленькими детьми хорошо видно, как срабатывают наши родительские инстинкты. Мы видим маленького ребенка, берем младенца на руки и сразу занимаем правильную альфа-позицию. У нас хорошо работают взрослые инстинкты по отношению к малышам и детям. В отношении подростков это не работает, потому что они уже не дети, но и еще не взрослые.
Часто мы пытаемся вести себя с подростками как со взрослыми. Это тоже абсолютно не работает. Особенности взаимодействия с подростками нужно изучать, нужно смотреть, что происходит с подросшими детьми, наблюдать и в целом выстраивать стратегию, которая отличается от того, как мы ведем себя с маленькими детьми.
Подростки часто ведут себя как будто они взрослые: «Отстань, я лучше знаю! Ты ничего не понимаешь! Вы вообще все предки в прошлом уже, а я в настоящем! Мы, молодёжь, знаем, как мир построить, а вы довели его до ручки, мы знаем, как должно быть! Раз я могу представить этот идеальный мир, значит, он таким может быть, а вы все просто плохо стараетесь».
Мы знаем, что идеальными мы не можем быть, — ни идеальными родителями, ни идеальными партнерами, потому что мы не идеальны и это невозможно. К идеалу можно стремиться, но достичь его невозможно. Но в подростковом возрасте вторая часть – про то, что стремиться можно, но достичь невозможно, — отсутствует. Подростки искренне уверены в том, что если они представили идеального учителя или родителя, то, если учитель или родитель не идеален, это потому, что они плохо стараются. А вот у них всё будет по-другому.
Сохранить доверительные отношения с подростком — это самое главное. Мы, взрослые, им нужны. Нужно доверять, много разговаривать. Как вы иначе поймете, что ребенок в беде? Он перестаёт разговаривать, не делится какими-то своими переживаниями, не делится тем, что у него не получается или что его беспокоит, постоянно избегает взрослых. Важно замечать признаки того, что ребенок в стрессе, что он испытывает трудности. А замечать заранее важно потому, что, когда беда наступит, она может быть не пережита или будет пережита с большими потерями.
Понимание подросткового возраста
Я приглашаю вас на наш курс «Понимание подросткового возраста» для того, чтобы научиться разбираться в особенностях подросткового возраста, для того, чтобы быть готовыми к его наступлению и не с дрожью думать про то, что у меня ребенок на подходе подросткового возраста. Разберемся с особенностью этого периода, чтобы представить, как мы будем переживать этот возраст, знать, что дальше делать. Этот курс как раз не про особенности детства, а про реализацию личностного потенциала, про взросление, про переход между детством и взрослостью и про то, как помочь подростку совершить этот переход неискалеченным и максимально подготовленным ко взрослой жизни.
Не забывайте, что подростковый возраст — это время трансформации, и мы можем помочь нашим детям пройти через этот период с минимальными потерями. Подростковый возраст — это сложный и важный период как для детей, так и для родителей. Понимание особенностей этого возраста и готовность к изменениям помогут создать здоровые отношения и поддержать подростков в их развитии.
Ольга Писарик
Источник: эфир «Понимание подросткового возраста» https://youtu.be/k3c92JeD3nw?si=hd6f0waQoyeHsPlv