Фильм Дениса Ганзела 2008 года. Я смотрю его не в первый раз. Но раньше я видела в нём предупреждение против тоталитаризма по нацистскому образцу, а также против подростковой радикальности, социальной незрелости, доводящей всё до ужаса (как в «Повелителе мух»). На этот раз, посмотрев его после прочтения книги «Не упускайте своих детей», я неожиданно увидела фильм иначе.
Самое страшное в истории эксперимента «Волна» — обман. Нам показывают, довольно настойчиво, что подростки, подвергшиеся эксперименту, не имеют настоящих семей. Они сыты, здоровы, более или менее обеспечены, они учатся и развлекаются в атмосфере полной свободы. Я не знаю, действительно ли в Германии в тот момент считалось, что ребёнок в 11 лет должен сам определиться, курить ему или нет. Но в фильме есть разговор на эту тему. При этом подростки несчастны. Это они говорят сами, нам это показывают, и ещё раз это звучит в их сочинениях, которые учитель читает на последнем собрании Волны. Они чувствуют себя ненужными, одинокими, не имеют смысла жизни, цели, они растеряны. Нам показывают некоторых родителей. У мальчика, застрелившегося в конце, родители булли. У другого — мама водит к себе любовников. Он упрекает свою подружку, идущую против Волны: «У тебя есть семья, ты не понимаешь, каково это, впервые почувствовать, что ты не один!» Но и у этой девочки тоже не всё с родителями просто.
Учитель ставит эксперимент, как ему кажется, по политической системе — автократии. На самом деле он создаёт имитацию отношений между альфой и ребёнком. Дети нуждаются в привязанности. Взрослый — интересный, харизматичный, демонстрирующий заинтересованность — легко завладевает ими. В созданной «автократии» нет, между прочим, никакого особенного давления со стороны лидера. Решения принимаются сообща, инициатива постоянно исходит от самих детей. Он только предлагает носить белые рубашки (не костюм и не форму!), обращаться к нему герр такой-то, а не по имени, как раньше, отвечать стоя, сидеть прямо… Всё это выглядит увлекательной игрой, даже приносит ощутимые плоды в учёбе и спорте. Никакой злодейской цели у новоявленной организации нет. Никакой цели нет вообще. Завладев детьми, учитель вовсе не собирается о них заботиться, направлять, наставлять. Это с самого начала не входит в его планы. Ему нужно показать, что авторитаризм — гадость-гадость. Он подталкивает их к ксенофобии, поиску врагов. Организация есть, деятельности нет. То есть вся она сводится к созданию символики и защите от нападок. Подростки со всей силой молодости отдаются тому и другому, начинаются неприятности. Наконец учитель устраивает последнюю провокацию — собрание Волны, на котором подстрекает ребят напасть на своего товарища, и объявляет их за это фашистами. Как подло! Дети плачут в финале вовсе не от раскаянья, как мне казалось раньше. Не от шока, что они оказались фашистами. Им горько, что всё оказалось ложью, что единственный взрослый, который вёл себя как лидер — притворялся, воспользовался их жаждой привязаться, буквально надругался над ними. Да ещё и выставил извергами.
Я не знаю, хотел ли автор рассказать о том, что делается с детьми, которых упустили родители, когда появляется человек, имитирующий поведение альфы, насколько это опасно. Но фильм получился именно про это. Свобода — это не отсутствие запретов и равнодушие родителей и учителей к поведению детей. Свобода — это то, что созревает в ребёнке благодаря привязанности. И фашизм (тоталитаризм, секты и пр.) возможны до тех пор, пока дети растут в пустоте.
Анна Жук [ljuser]skazki_detkam[/ljuser]