Горести средней школы тогда и сейчас. Взгляд одного учителя

от yfurdak
Горести средней школы тогда и сейчас. Взгляд одного учителя

Почему современные ученики так сильно могут ранить друг друга и что может сделать учитель? Об этом пишет Бенджамин Конлон, учитель государственной школы и автор книги «Тайны рогатки», детективной истории о средней школе для всех, кто ищет старых добрых приключений в цифровую эпоху.

Представьте себе семиклассника. Обычного двенадцатилетнего мальчика, тихого и вежливого, у которого есть друзья. Назовем его Брайан. Половина седьмого класса осталась позади, и Брайан впервые начинает задаваться вопросом, каково его место в социальной иерархии в школе. Он обдумывает свою одежду и обувь. Ему не все равно, что думают о нем другие, но это заботит его не слишком сильно.

Около трех часов дня он возвращается домой после учебы и до семи утра следующего дня отдыхает от социального давления средней школы. Обычно по вечерам его не волнует происходящее вне дома. Идет 2008 год.

У Брайана есть мобильный телефон, но большую часть времени он выключен. В конце концов, он ему почти не нужен. Если друзья захотят связаться с ним, они будут звонить на домашний. Единственное место, где собираются большие группы семиклассников, это школьные дискотеки. Если Брайан почувствует себя неловко, он может не появляться там. Он может поговорить с учителями о ежедневных проблемах. Учителя в курсе происходящего в школе.

Теперь давайте представим Брайана в типичный будний день. Он спускается вниз и завтракает с семьей. Его мама уже на работе, но отец и сестры здесь. Они вместе завтракают и общаются друг с другом, и вскоре дети отправляются в школу. Проходит половина уроков, и ровно в полдень Брайан спускается в кафетерий.

На кафельном полу рядом с фонтаном в задней части кафетерия разлита вода. Несколько восьмиклассников в курсе, и они смеются, когда еще один ученик поскальзывается и падает на пол.

Брайан покупает сэндвич с сыром на гриле. К нему прилагается томатный суп, который никто никогда не ест. Он съедает сэндвич и направляется к ближайшей урне, чтобы выбросить суп. Когда его кроссовки ступают в лужу, он поскальзывается, томатный суп поднимается в воздух и приземляется ему на колени.

Неподалеку за столом восьмиклассников смеется мальчик по имени Марк. Он смеется над Брайаном так же, как и все остальные ребята постарше: они знают что-то, что непонятно младшим детям. Они смеются над тем, как он упал. Пролитый томатный суп – это бонус. Падение – это неприятность для Брайана. Вот и все. Эта история не представляет собой особой ценности для Марка. Некоторые из детей слышат смех и оборачиваются, но Брайан быстро встает и уходит в уборную, чтобы переодеться в свои спортивные шорты.

Позже Марк пытается пересказать этот случай другу. Друг не проявляет особого интереса, потому что его там не было. Он не может это представить. На самом деле насмешки Марка кажутся ему несколько подлыми.

После обеда Брайан возвращается в свой класс в шортах. Похоже, никто не заметил перемен. Он вздохнул с облегчением. Случай в столовой миновал. В конце дня он встречается со своими сестрами, и они спрашивают, почему он в спортивных шортах. Он отвечает, что пролил немного томатного соуса на штаны. Они отправляются домой и проводят остаток дня вместе, в целости и сохранности, домашняя жизнь полностью отделена от школьной жизни. Брайан больше не думает об этом инциденте. Только несколько человек видели его. Все в прошлом.

Теперь снова представьте Брайана. Тот же парень. Та же семья. Та же школа. Он все еще в седьмом классе, но на этот раз идет 2018 год.

Когда Брайан выходит к завтраку, его отец отвечает на электронную почту за столом. Его старшая сестра пишет смс, а младшая играет в видеоигру. У Брайана тоже есть смартфон. Он достаёт его и открывает приложение «Инстаграм». У Брайана из 2008 года были вопросы о его месте в социальной иерархии. Брайан из 2018 все знает наверняка. Подтверждение этому он видит прямо сейчас на экране. У него меньше подписчиков, чем у других его одноклассников. Это проблема. Он хочет спросить отца, что делать, но тот занят работой. Поэтому Брайан размышляет над этим всю первую половину дня в школе. Пока учитель ведет урок, он незаметно вынимает телефон и пересчитывает подписчиков у одноклассников. Результат не добавляет уверенности в себе. Ровно в 12 он идет в кафетерий. Он покупает сыр на гриле. К нему прилагается томатный суп, который никто никогда не ест.

В задней части обеденного зала Марк сидит за столом с другими восьмиклассниками. В одной руке он держит новенький блестящий айфон. Марк уже пять лет пользуется айфоном, у него есть все приложения: «Твиттер», «Инстаграм» и «Снэпчат». У него много подписчиков, он не знает их всех, но это нормально.

Несколько лет назад Марк сделал свой первый пост в «Инстаграме». Это была фотография его машины с пультом дистанционного управления. Раньше Марку очень нравились машины на дистанционном управлении. Марк проверил «Инстаграм» через час после размещения первой фотографии. Ярко-красная точка виднелась внизу страницы. Он нажал на нее. Кто-то лайкнул фотографию машины. Марк почувствовал, что получил одобрение. Хорошо, что он выложил фото. Мозг Марка получил порцию дофамина. Он проверил публикацию часом позже. Еще один лайк. Еще дофамин. Марку стало еще лучше.

Какое-то время фотографий машины на дистанционном управлении было достаточно. Они генерировали достаточно лайков, чтобы Марк был счастлив. Он больше не ощущал радости от игры с автомобилем на пульте управления, но он получал много удовольствия, когда видел эти лайки.

Потом кое-что изменилось. Люди перестали ставить лайки, они больше не интересовались фотографиями машины. Это сделало Марка несчастным. Он скучал по лайкам и дофамину, который приходил вместе с ними. Ему было необходимо их вернуть. Ему были нужны более захватывающие фотографии, потому что они принесли бы больше просмотров и больше лайков. Поэтому он решил провезти свою машинку прямо посреди дороги. Его младший брат снимал все это на камеру. Он заснял, как проезжающий грузовик сравнял машинку с землей. Марк даже не потрудился ее забрать. Он просто схватил телефон и выложил видео в сеть. Через несколько минут начали появляться первые лайки. Ему стало лучше.

Сейчас Марк в восьмом классе, и он пристрастился к социальным сетям. Конечно, ему нужно гораздо больше лайков, чтобы получить удовольствие, но это ничего. Просто ему нужно больше контента. Качественного контента. Такого, которого нет больше ни у кого и который собирает много лайков за короткое время. Марк понял, что лучший видео материал – это мелкие промахи и неприятности одноклассников.

Когда он замечает лужу в задней части кафетерия, он готов. Каждый раз, когда кто-то проходит мимо и падает, эта неудача становится достоянием Марка. Марк отчасти хочет, чтобы они упали. Он надеется, что они упадут.

Размышляя о своих делах, Брайан идет по кафе с супом в руках. Внезапно он теряет равновесие. Томатный суп поднимается в воздух и приземляется ему на колени. Ему так неловко, что когда он встает и устремляется в уборную, то не замечает, что Марк снимает.

Пальцы Марка бегают по экрану айфона, пока Брайан не ушел из виду. Только что он снял отличное видео и хочет выложить его в сеть как можно скорее. Он знает, что в школе запрещено пользоваться мобильниками, но учителя следят за соблюдением этого правила только во время урока. Как и все вокруг, они тоже пользуются «Твиттером» и «Инстаграмом», поэтому проявляют понимание.

Марк не знает, кто стал героем его видео, ему все равно. Это не его вина, что мальчишка упал на пол. Он просто рассказывает новость. Видео – это что-то вроде социальной рекламы. Оно просто предупреждает всех о луже в кафетерии. Так Марк оправдывает для самого себя свой поступок.

Сначала он загрузил видео в «Снэпчат». Нет времени на подпись. Оно говорит само за себя. Через несколько секунд он выложил его в «Инстаграм». Появляются первые лайки. Дофамин затопляет мозг Марка. В «Инстаграме» уже есть первый комментарий! «Ну и лузер!» Марк ставит лайк комментарию. Пусть публика будет счастлива.

Вот это удача во время ланча! Через несколько минут начнется урок. Марк сидит и обновляет пост снова и снова, пока не зазвонит звонок.

Тем временем Брайан возвращается из уборной, переодевшись в спортивные шорты. Он все еще смущен падением. Но это случилось в задней части кафетерия. Он думает, что не многие его видели. Он надеется, что не видели. Но когда он входит в класс, многие смотрят на него. Одноклассница держит телефон под странным углом. Она… фотографирует? Телефон быстро опускается, и она начинает набирать текст, так что он не уверен.

Начинается урок. Брайан в замешательстве, потому что одноклассники продолжают украдкой посматривать в свои телефоны и оглядываться на него. Он просит разрешения выйти. В туалете он открывает «Инстаграм». Вот он на экране, перепачканный томатным супом. Как такое могло произойти? Кто это снял? Под видео только что появилась новая публикация. Это его фото в спортивных шортах. Подпись гласит: «Смена снаряжения!»

Брайан лихорадочно прокручивает ленту, пытаясь найти источник видео и не может. Слишком много репостов. Он замечает, что число его подписчиков упало. Он не хочет идти в класс. Он просто хочет, чтобы это прекратилось.

После окончания уроков он встречает своих сестер в школьном дворе. Несколько учеников фотографируют, когда он проходит мимо. Сестры не говорят ни слова. Брайан знает почему.

Дом был безопасным местом для Брайана в 2008 году. Какие бы неудачи ни случались в школе, они оставались в ее стенах. Но не сейчас. Брайан приходит домой, сердце колотится, он направляется к себе в комнату. Он должен делать домашнее задание, но не может сконцентрироваться. Сидя один в темноте, он обновляет экран снова, и снова, и снова, и снова, и снова.

Семья Брайана собралась за столом, на ужин его любимое блюдо, но ему все равно. Он хочет поскорее закончить ужин, чтобы вернуться к своему телефону. Дважды он выходит в туалет, чтобы обновить ленту «Инстаграм». Родители не возражают, они тоже постоянно следят за уведомлениями на экране своих телефонов.

Брайан узнает, что вышли две новые версии видео. В одной добавлена музыка, в другой – гадкое повествование. У обоих много комментариев. Он не знает, как защитить себя, он просто наблюдает, как растет количество просмотров. Число его собственных подписчиков, его друзей, продолжает убывать. Брайан не хочет быть частью этого. Ему не нравятся такие вещи. Но он не может просто отмахнуться. Это не школьные дискотеки. Он не может сказать учителю. Это происходит не в школе.

Он не спит ночью, обновляя ленту снова и снова в надежде, что рост числа просмотров пойдет на спад. Марк делает то же самое на другом конце города. У него много новых подписчиков. Это его лучшее видео.

В три часа ночи они оба выключают свет и устремляют взгляды в потолок. Марк улыбается. Он надеется, что завтра с кем-то из школы случится что-то еще более неловкое. Тогда он сможет снять это на видео и получить еще больше лайков. На другом конце города Брайан не улыбается, но, к сожалению, он надеется на то же самое.

От автора

Я начал преподавать в 2009 году. В то время государственная школа была совсем другой. Смартфоны и социальные сети превратили учеников в существ, потребляющих контент. Это печальное положение вещей.

Но надежда есть.

За последние несколько лет мои ученики все больше интересуются историями о временах, предшествовавших появлению смартфонов и социальных сетей. Точно так же многие взрослые оглядываются назад и грустят по былым временам, когда все было проще, а дети вспоминают второй и третий класс, когда телефонов не было ни у кого. Думаю, многие из них уже скучают по тем дням.

Смартфоны и социальные сети никуда не денутся. И то, и другое – мощные инструменты с множеством преимуществ. Но они в корне изменили взаимодействие детей с миром, причем не в лучшую сторону. Мы можем повлиять на это. В дополнение к обещанию «Подождать до 8 класса», ниже перечислены шаги, которые помогут защитить детство вашего ребенка.

  • Предложите сотрудникам администрации школы и учителям отказаться от использования социальных сетей для целей, связанных со школой. Во многих округах учителям рекомендуется использовать «Твиттер» и «Инстаграм» для сообщения школьных новостей. Это плохо. Это нормализует процесс размещения контента без получения согласия и учит детей тому, что все самое интересное можно узнать через экран айфона. Это также усиливает представление о том, что лайки определяют ценность и значимость. Вместо того, чтобы читать твиты от учителя, говорите с детьми каждый день. Расспрашивайте их о происходящем в школе. Они оценят это.
  • Настаивайте на том, чтобы образование в сфере информационных технологий включало в себя изучение телефонного этикета, темных сторон социальных сетей и долгосрочных последствий размещения информации в сети. Расскажите ученикам об опыте людей, которые невольно пострадали от вирусных видеороликов.
  • Рассказывайте детям истории из собственного детства. Обратите их внимание на то, что многие из них могли бы не случиться, будь у вас смартфон. Напомните им, что когда-нибудь они вырастут и захотят услышать собственную историю. День перед экраном – не очень удачный сюжет для воспоминаний.
  • Нормализуйте скуку, говорите с детьми о ее важности. Им должно быть скучно. Леонардо да Винчи скучал. Как и Эйнштейн. Скука порождает креативность, новые идеи и опыт. Относитесь к ней с заботой.
  • Напомните им пословицу о том, что приключения не нагрянут к вам домой сами, как незваные гости. Их нужно искать. Выманивайте детей на улицу, пусть исследуют реальный мир. Детство мимолетно. Не стоит тратить драгоценное время, вперившись в экран.

Бенджамин Конлон – учитель государственной школы и автор книги «Тайны рогатки», детективной истории о средней школе для всех, кто ищет старых добрых приключений в цифровую эпоху. Бенджамин вырос в Новой Англии и провел большую часть своего детства, исследуя леса, окружающие его родной город. После колледжа он начал преподавать в начальной школе. Он написал “Тайны рогатки” как напоминание о том, что даже в мире технологий присутствует изобилие приключений.

Перевод Анны Искусных

Редактура Надежды Шестаковой

Фото: pixabay.com

В продолжение темы еще несколько статей:


Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.