Убирать или не убирать, заставлять или не заставлять? Размышления Евгении Наумовой, психолога и преподавателя Института Ньюфелда, о порядке в комнате подростка.
Первое и, на мой взгляд, самое важное – помнить о детях, о ваших с ними отношениях. Наш важнейший квест – не превратиться в Злую Мачеху, пытаясь привить Золушке или Золушку любовь к порядку и уважение к вещам! Отношения, по сути, – наша единственная родительская суперсила, позволяющая сопровождать, направлять и оберегать взрослеющих чад. Поэтому всё, что делает нас врагами, будет не полезно.
Достаточно вспомнить свою подростковость: если бардак в комнате или немытая посуда были последним козырным валетом в любом разговоре с мамой, вы и сами помните свои чувства по поводу уборки или помощи по дому. Энтузиазма это не прибавляло, а многие всю жизнь вспоминают, чувствуют эту боль, отчужденность и т.п.
Второе. Подросткам крайне важно иметь свое собственное пространство. Крайне важно. И мы понимаем: своё – это и есть своё. В него никто не вмешивается, не влезает без спросу, не навязывает правила и не ставит ультиматумы. Иначе это враньё, а не своё пространство, согласитесь?
Позиция «тут всё моё, вырастешь, заработаешь, а пока цыц!» юридически верна, но, с точки зрения воспитания отдельной личности, тупикова (см. первый пункт. И тоже, к сожалению, многие из нас это сами проходили и помнят эффект).
Мы не всегда имеем возможность выдать подростку свою комнату отдельную, да. Но организовать что-то: стол с ящиками, кровать-чердак в детской, шкаф, подоконник с подушками – должны. Нет ничего более мучительного для взрослеющего человека (и рискованного для его младших сиблингов), чем невозможность куда-то спрятать надёжно свои дневники, любовные записки, фотки красивого мальчика из соседнего класса и т.п… Взросление требует пространства, внутреннего и внешнего, и ощущения, что в нем безопасно!
Третье. Смотреть реально на ситуацию. Мы можем быть уверены, что подросток ДОЛЖЕН и МОЖЕТ делать то и это. А реальность оказывается другой: не хочет, не чувствует себя должным, не может. Ребята, с которыми я работаю, часто делятся, иногда с горечью, что «вот раньше мне важен был порядок, а сейчас у меня такой кавардак в душе, в мыслях, в теле… Что я бы и хотел, но не могу упорядочить свою жизнь, не получается». Совсем как у взрослых, у нас.
Четвертое. Не открою вам Америку, но, мне кажется, очень важно разговаривать, обсуждать, прояснять и предлагать свою помощь. Ничего волшебного, опять рутина! И в процессе общения можно выяснить, что для одного человека его беспорядок – источник комфорта сейчас или творческого вдохновляющего изобилия… Для другого – форма протеста, иногда неосознанная, против закрученных гаек в школе и в других местах… А третий просто не знает, с какой бы стороны начать разгребать собственные авгиевы конюшни.
Когда вы разговариваете (а еще лучше – заинтересованно слушаете!), становится понятнее, что же делать.
Краткий и далеко не исчерпывающий список стратегий мудрого и терпеливого супер-перента:
- «Давай начнем с посуды, составь вот сюда, а я тебе помогу!»
- «Грязную одежду я смогу вывозить по вторникам, клади в эту корзину, я умею делать из грязного чистое!»
- «Давай на столе и в шкафу будет, как ты пожелаешь, кроме огрызков в плесени, а проход к кровати будем раз в неделю расчищать, зови, если нужна помощь!»
- «Давай ты пропылесосишь, а я замучу блины!!»
- «Я и сама не любила убираться, давай поиграем с твоими подружками в «уборку по обмену»! Ходить в гости и убирать в комнате. Мне нравилось!»
Если вы думаете, что последний вариант шутка, то зря) Его выдумала моя мама и ее подруги подругами, и теперь практикует моя дочь.
Евгения Наумова
Источник: https://t.me/byt_roditelem_podrostka
Фото: canva.com