Почему ребенку нужен «адвокат» и что необходимо, чтобы взрослый им стал?
Когда-то меня увлекали идеи гуманной педагогики, о которой с большим теплом рассказывал Шалва Амонашвили. О том, что хорошо бы видеть в детях лучшее, что можно где-то даже дорисовывать ребенка, тем самым показывая нашу веру в его потенциал. Этот педагог получил титул «Рыцарь детства», которым награждают людей, внесших особый вклад в защиту детей и в заботу о них.
Помню, что этот титул просто поразил меня. Думала, что это выдающаяся награда, потому что детству действительно нужна благородная защита. И казалось, что этот титул – нечто эфемерное и далекое, высокое и недостижимое. Пока я не стала родителем и учителем. И поняла, что, может, рыцарем стать – это не совсем то, что я могу, а вот адвокатом ребенка и ученика – дело просто жизненно необходимое.
Мир вокруг задает много вопросов и предъявляет немало претензий к поведению ребенка. А ему всего, скажем, 2 года или 3 с небольшим. Но почему-то кажется, что он ведет себя слишком громко, непоследовательно, импульсивно. Почему он все время плачет? – Манипулирует! Почему он бросает вещи, чуть что не так? Кусается? – Разбаловали. На все говорит «нет»? Почему стесняется – ему социализации не хватает?
Или ребенку около 5-6 лет, и его обвиняют в том, что он не держит слово, не концентрируется, не доводит дело до конца, перечит, лжет, командует.
Или не хочет учиться, саботирует уроки, часами не может приступить к заданиям. Или в комнату к подростку не пройти, его не накормить, с ним не поговорить, как прежде.
Какой адвокат нужен? Дело не в том, что нужно что-то оправдать, хотя и это тоже. Этот адвокат в курсе дела: ему известно, что за поведением дошкольника стоит незрелость. Дети действительно ПРОСТО маленькие. Им правда нелегко. И им, честно, только хуже от санкций.
Этот адвокат понимает, что школьник – тоже все еще ребенок. Это не уменьшенная копия взрослого, зрелого мужчины или женщины. Это ну прямо совсем другое тело и другой мозг. Другие гормоны, другое пока еще всё.
И этому адвокату ясно, что подросток рос, рос, но еще не вырос. Он пока только подрос. И внутри у него случился гигантский взрыв, отголоски которого то и дело будут доноситься изнутри и потряхивать его самого и окружающих.
А еще адвокат знает, что важно смотреть на добрые намерения ребенка, питать их, давать им место, что ребенок – существо привязанности, а значит, по-настоящему взрослеет в теплых отношениях. Как та самая бабочка, которая только при нужных обстоятельствах сможет обрести всю свою красоту и силу.
Интуитивно это многим понятно – поэтому столько прекрасных бабушек и дедушек, столько чутких и внимательных родителей, заботливых учителей. И это, конечно, удивительно, но у интуиции есть имя. Для меня таким именем стал Интенсив, теория привязанности, роль отношений в развитии. Обучение, на котором удалось увидеть ребенка маленьким, глубоко нуждающимся в любви, заботе и ответственности взрослого, в дисциплине, которая не разрушает связь. А там уже и рукой подать до того, чтобы выполнять роль адвоката, а однажды, возможно, и рыцаря.
Елена Фурдак
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей для вас: