Что чувствительные дети хотели бы рассказать нам о себе

«Она такая театральная, и для неё всё – трагедия», – рассказывает озадаченный папа 6-летней девочки Саманты. Её мама говорит мне, что «Сэм» ненавидит этикетки на одежде, громкие звуки, и прежде чем заговорить с ровесниками, сначала наблюдает за ними издалека. Сэм чувствует дискомфорт и жалуется, когда ветрено, солнечно, холодно или жарко, шумом для неё становится даже звук слива в унитазе. Родители не могут найти к ней подход, потому что Сэм выглядит более сложным и впечатлительным ребёнком по сравнению с другими.

Дети вроде Сэм могут показаться уникальными, но на самом деле в доле населения их от 15 до 20%, согласно данным исследователя Томаса Бойса из Университета Южной Калифорнии (1). Сэм входит в группу таких детей, которых можно назвать «чувствительными» от природы. У них повышенная восприимчивость к внешним стимулам, что оказывает значительное влияние на их организм. Стимуляция органов чувств через прикосновение, вкус, запах или звуки вызывает у них более сильное возбуждение и повышенную реакцию. Существует исследование, которое доказывает, что некоторым из таких детей может требоваться больше анестезии,так как они сильнее испытывают боль (2).

Причины чувствительности неясны, есть версии, что на неё влияют, в первую очередь, биологическая и генетическая обусловленность, стресс во время беременности, травмы при рождении или кесарево сечение (3). Неважно, откуда происходит чувствительность ребёнка или каковы её причины, всем родителям и учителям хочется понять своих малышей и быть лучше подготовленными, чтобы справляться с их впечатлительностью. Если бы чувствительные дети могли объяснить нам, как выглядит их мир, мне кажется, для начала им было бы важно донести до нас эти пять фактов.

1. Их головы могут быть слишком заняты обработкой окружающей их информации

Задачей думающей части мозга является понимание процессов, происходящих в теле под влиянием окружающей среды. Учитывая то, что у чувствительных детей повышенная восприимчивость, они сильнее склонны «поглощать» большое количество сенсорных стимулов, которые потом нужно «переварить». Это означает, что им требуется большее время, чтобы обработать события, возникающие в окружающей обстановке. Некоторые из них будут просто стоять рядом и наблюдать происходящее, отмечая детали и пытаясь понять, как это всё устроено. Поэтому такие дети часто являются «наблюдателями», хотя взрослые хотят подтолкнуть их к участию. Взрослым нужно понимать, что чувствительные дети часто учатся опосредованно, разглядывая других, и что при этом их мыслительные процессы могут быть крайне интенсивными, несмотря на недостаточную физическую вовлечённость.

2. Они более склонны испытывать сильные эмоции под влиянием окружающего мира

Чувствительные дети ощущают эмоции обострённо, что вызывает у них перевозбуждение. Они больше подвержены тревожности, учитывая их восприятие и повышенную дозу сенсорных стимулов. У чувствительных детей часто возникают бурные реакции как при радости, так и при отчаянии. Когда они раздосадованы, то легко могут взорваться продолжительной истерикой. Их грустные слёзы сложнее выманить наружу, но с помощью терпения, заботы и надёжной поддержки чувствительных детей можно подвести к устойчивости  в тех обстоятельствах, которые пока кажутся им чрезмерными. Сложность с чувствительными детьми, особенно с маленькими, состоит в том, что они быстрее перевозбуждаются от стимулов, что и приводит к эмоциональным вспышкам. Наша задача состоит в том, чтобы вести их за собой по уязвимой территории, предоставляя пространство для выражения эмоций, помогая им описывать свой внутренний мир словами и изливать свои слёзы. Если мы обеспечиваем им здоровое окружение, полное надёжных отношений со взрослыми, которые будут поддерживать их во время эмоциональных потрясений, это поможет чувствительному мозгу настроиться и справиться с мощью их мира эмоций.

3. Для установления отношений с другими может потребоваться дополнительное время

Чувствительные дети нетерпимы к ошибкам, и взрослым придётся приложить серьёзные усилия, чтобы выстроить с ними отношения. Такие дети часто не могут настроиться на людей, которые не уделяют время тому, чтобы завладеть их вниманием и заинтересовать. Им сложнее следовать указаниям и правилам людей, к которым они не привязаны, потому что у них работают мощные инстинкты застенчивости. Чтобы установить отношения, нужно задействовать уязвимость и зависимость от других людей, а с этим у чувствительных детей бывают сложности. Иногда они выглядят более обидчивыми в своих реакциях, что может быть частью их естественного механизма приспособления, когда они чувствуют себя перенасыщенными.

4. Они склонны чувствовать принуждение и сильнее сопротивляться планам других людей

Многие чувствительные дети очень чутко реагируют, когда у других людей есть направленные на них планы и желания. Если они чувствуют принуждение или контроль, их охватывает противление – инстинкт, который кроется за сопротивлением и противостоянием. Они могут упорно от чего-то отказываться или разразиться фрустрацией, если их пытаются вести в определённом направлении. Наша задача состоит в том, чтобы завладеть их вниманием и заинтересовать, прежде чем раздавать команды и требования, тогда чувствительные дети будут более склонны следовать за нами.

5. Ритуалы и распорядок создают безопасность и надёжность

Для чувствительных детей предсказуемый ритм ежедневной жизни создаёт рамки и помогает им понять, что будет происходить дальше. Распорядок исключает из повестки дня неожиданные сюрпризы и неизвестное, помогая им расслабиться и не беспокоиться о том, что будет дальше или кто будет с ними рядом. Со стороны взрослого будет полезно взять на себя инициативу информировать и ориентировать чувствительного ребёнка в ежедневных мероприятиях, что позволит ему почувствовать заботу о себе и достичь покоя.

Чувствительных детей в нашем обществе довольно значительное количество, и им нужны внимательное обращение и чуткая забота. Несмотря на повышенную впечатлительность, которая может застать окружающих врасплох, этим детям очень важно чувствовать и постоянно слышать, что близкие  взрослые знают, как о них позаботиться. Если взрослые берут инициативу на себя, то дети смогут отдыхать и играть, позволяя природе растить их мозг так, чтобы он постепенно адаптировался к миру, зачастую слишком «громкому» для их органов чувств.

Литература

(1)  Т. Бойс, «Дети-орхидеи и наука доброты» / Boyce, T. (2014). Orchid children and the science of kindness. Dalai Lama Centre for Peace and Education, Vancouver, BC. https://www.youtube.com/watch?v=_mSrc0GFpJw

Б.Дж.Эллис, У.Т.Бойс, «Биологическая чувствительность к окружающей среде: исследования эволюционной теории развития опытным путём» / Ellis, B.J., Boyce, W. T. (2005). Biological sensitivity to context: Empirical explorations of an evolutionally-developmental theory. Development and Psychopathology. V. 17,(2), pp. 303-328.

(2) М.Мелник, «Почему хирурги в ужасе от рыжеволосых» / Melnik, M. (2010). Why surgeons dread red heads, (Time online, December 10, 2010.) http://healthland.time.com/2010/12/10/why-surgeons-dread-red-heads/

(3) Г.Ньюфелд, «Первый Интенсив: Понимать детей» / Neufeld, G. (2013). Level I Intensive: Making Sense of Kids. NeufeldInstituteVancouver, BC, Canada. www.neufeldinstitute.com.

Дебора Макнамара (Dr. Deborah MacNamara), доктор психологических наук, автор книги «Покой, игра, развитие: Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых», член кафедры Института Ньюфелда и директор консультационного семейного центра «Kid’s Best Bet». Подробную информацию можно получить на сайтах www.macnamara.ca и www.neufeldinstitute.org.

Перевод Ирины Маценко

Редактура Златы Волковой

Источник

Фото взято с источника статьи

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *