Ориентация на ровесников: интервью с Гордоном Ньюфелдом

от editor
ровесники

Ориентация на ровесников — основная тема книги Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей». Чем чревато это явление для развития ребенка, а также в чем секрет воспитания — в интервью с Гордоном Ньюфелдом.

Вам не нравится, что многие дети в наше время не ориентируются на родителей, а все больше на смотрят на своих ровесников. Разве это не часть взросления?

Гордон Ньюфелд: Это распространенное заблуждение, скорее всего, потому, что многие современные взрослые также были ориентированы на ровесников в детстве. В результате современные взрослые, как правило, берут за основу то, что типично, а не то, что естественно. Мой ответ на ваш вопрос состоит из трех частей.

Первая связана с тем, как задумано развитие человека. На смену родителям должно приходить чувство собственной личности ребенка, а не его ровесники. Только так мы сможем взаимодействовать со ровесниками, не теряя себя и не навязывая свои взгляды другим.

Вторая часть ответа была интуитивно понятна Жану-Жаку Руссо в уже 18 веке, но теперь основана на исследованиях: ориентация на ровесников имеет тенденцию подавлять индивидуальность, приводя к подстраиванию и стремлению соответствовать, а не к истинной индивидуальности. Вот почему дети и молодежь, ориентированные на ровесников, не могут по-настоящему повзрослеть.  

Третья часть ответа связана с изменениями в обществе. Исторически так же, как и сегодня, дети все чаще взаимодействуют друг с другом по мере взросления. Но исторически было так, что привязанность к ровесникам не противоречила привязанности к родителям. Можно было находиться рядом с родителями и в то же время быть рядом со ровесниками. По большей части родители и ровесники говорили одинаково, одевались одинаково, играли в одни и те же игры и наслаждались одной и той же музыкой. Это больше не так, поэтому привязанность к ровесникам и привязанность к родителям теперь конкурируют.

Близость к ровесникам предполагает дистанцирование от родителей. Вот где опасность. Когда ребенок начинает вращаться вокруг своих ровесников, его вынимают из орбиты вокруг родителей и семьи.

Означает ли это, что нужно держать своего ребенка подальше от других детей?

Вовсе нет. Взаимодействие с ровесниками может оказать весьма положительное влияние на развитие. Проблема появляется только тогда, когда ровесники начинают замещать родителей в жизни ребенка. Это означает, что сегодня родители должны проявлять определенную осторожность, чтобы не потерять своих детей, не уступить их ровесникам.

Однажды наступит время, когда мы позволим им стать отдельными людьми, но это должно произойти здоровым образом, как задумано природой. Если мы уступим свое место ровесникам, то также потеряем контекст, необходимый нам для того, чтобы в полной мере раскрыть человеческий потенциал своих детей. Наилучшей профилактикой этого является развитие глубокой привязанности с нашими детьми.

Когда нам принадлежат сердца наших детей, мы можем не бояться потерять их из-за более поверхностных связей. А когда ровесники и отношения с ними становятся главной заботой наших детей, когда они предпочитают быть с ними, а не с нами, для нас это знак — мы должны отвоевать их сердца обратно.

Я рекомендую родителям обращать внимание на два тревожных признака ориентации на ровесников. Первый — когда нет ощущения, что ребенок в состоянии мысленно держаться за родителей при общении со ровесниками. Второй — когда ребенок не может оставаться собой, общаясь со ровесниками. Эти признаки указывают на то, что ребенку угрожает опасность стать слишком ориентированным на ровесников.

В случае ориентации на ровесников может помочь сокращение времени, которое дети проводят со своими ровесниками. Но гораздо важнее, чтобы мы сами увеличивали время контакта и близости с своими детьми. Чем старше ребенок, тем меньше мы можем накладывать ограничений, и тем больше нам стоит работать над созданием более глубоких отношений.

В какие моменты и с какого возраста ориентация на ровесников становится проблемой?

Ориентация на ровесников, как правило, в нашем обществе приносит проблемы примерно в четвертом-пятом классе школы. Я наблюдал случаи ориентации на ровесников у детей и в возрасте 3-4 лет. В этом раннем возрасте, как правило, это происходит только тогда, когда ребенок находится далеко от родителей, и возвращается в норму, как только связь восстанавливается.

Показательные признаки в раннем возрасте — это то, как сильно ребенок пытается стать похожим на человека, к которому он привязан, и как сильно родители теряют влияние на него, когда ровесники рядом. Эти признаки более очевидны в подростковом возрасте, но семена ориентации на ровесников могут быть посеяны очень рано.

Почему родители теряют свое влияние?

Слово «влияние» происходит от слова «вливаться». Наше влияние на наших детей проистекает из привязанности детей к нам. Эта привязанность становится психологической пуповиной, через которую передаются родительские ценности, язык, наставления, культура. Когда эта пуповина перерезана, то и влияние тоже. Влияние родителей на ребенка определяется не тем, насколько сильным является родитель, а тем, насколько сильно ребенок привязан к взрослому.

Когда дети привязываются к своим ровесникам, именно они становятся теми, кто оказывает на них влияние. Сегодня существует популярный термин, который говорит о влиянии ровесников, — давление сверстников. Но это влияние имеет место не потому, что ровесники оказывают давление на наших детей, а потому, что наши дети все больше привязаны к своим ровесникам.

Вам не кажется, что Вы идеализируете родителей? Не каждый родитель является поддержкой и ориентиром для своего ребенка. Мы видим множество случаев жестокого обращения с детьми.  

У меня есть три ответа на этот вопрос. Прежде всего, я говорю не об отдельных случаях, а скорее о социальном явлении. Как вы заметили, не каждый родитель — лучший вариант для ребенка. Лучшей надеждой для ребенка в таком случае тем не менее является привязанность к другим взрослым, которая ослабит токсическое воздействие незрелого и склонного к насилию родителя.

Конечно, некоторые из нас были спасены от неблагополучных семей нашими ровесниками. Но еще лучше, если нас спасут родственники, которые проявят к нам интерес и станут безопасной гаванью. В годы моей работы с подростками-преступниками именно те из них, кто испытывал сильную эмоциональную привязанность к заботливому взрослому человеку, имели самые лучшие перспективы. Это подтверждается результатами крупного исследования, в котором приняли участие 90 000 подростков.

Вторая часть моего ответа заключается в том, что я умышленно говорю с родителями о родителях. Я следую изречению Вольфганга Гете о том, что к людям нужно относиться так, будто они уже стали такими, какими ты их хочешь видеть, — и тогда они оправдают эти ожидания.

Третья часть ответа заключается в том, что автор разговаривает со своей аудиторией через свою книгу. Моя аудитория, в основном, — это родители, которые стремятся быть лучшими родителями для своих детей. Родители, на которых вы намекаете, вряд ли прочтут мою книгу.

Вы также критикуете бабушек и дедушек, которые часто отвергают традиционные общественные нормы, потому что предпочитают быть со своими друзьями, а не со своими внуками. Хотите повернуть назад колесо времени?  

Речь идет не о том, чтобы повернуть время вспять, а от том, чтобы открыть то, что необходимо для передачи культуры и для благополучия детей. Речь о том, чтобы заботиться о сохранении этого по мере нашего продвижения вперед. Многое было неправильно в культурах прошлого. Но когда мы понимаем, как задумано развитие, становится ясно, что особая роль, отданная бабушке и дедушке, — это то, что древние культуры делали правильно.

В своей работе по помощи в восстановлении родной культуры наших канадских аборигенов я нашел ключ к развитию отношений между ребенком и бабушкой и дедушкой. Канадские школы также осваивают ценность связи между проблемными школьниками и их старшими родственниками.

По сути одна из наиболее успешных школьных программ по работе с проблемным поведением заключается в том, что пожилые люди собираются вместе с детьми из городских школ на один час в неделю. В наших бабушках и дедушках хранится огромный ресурс для нас, и мы должны вернуть достоинство, которое всегда принадлежало этой роли.

Вы советуете строить деревни привязанности. Что бы это изменило?

Давление на сегодняшних родителей ошеломляет. Чем меньше становится семья, тем сильнее давление на родителей в воспитании детей. Родителям необходимо оказывать поддержку в выполнении их ключевой роли. Традиционная роль расширенной семьи и деревни привязанности, частью которой они являлись, заключалась в оказании такой поддержки.

Воспитание наших детей должно быть ролью родителей и членов их семей, а не ролью правительства. Раньше культура обеспечивала такую систему поддержки родителей. К сожалению, правительства, как правило, пекутся о собственных интересах и не обладают глубокой мудростью. Слишком часто родителям приходится самостоятельно создавать деревню, в которой нуждаются их дети.

Труднее ли сегодня воспитывать детей?  

Да. И это довольно иронично, так как у нас никогда не было столько знаний о развитии дети, столько экспертов, указывающих родителям, что делать, столько книг о том, как воспитывать детей, и при этом так немного детей в семьях.

Конечно, эта проблема является главной темой моей книги. Секрет легкости воспитания не в знаниях родителей, не в родительских навыках и даже в не родительской любви. Секрет — это привязанность ребенка к родителю. Если отношения налажены, большинство других вещей наладятся сами по себе.

Мы воспитывали детей тысячи лет, поэтому у нас должны быть инстинкты и интуиция для этого. Но пробуждает эти инстинкты культура, созвучная замыслу природы. Общество приняло экономический оборот и перестало служить интересам отношений и воспитания детей. Теряя поддерживающую культуру, мы должны заменить ее личным сознанием. Отсюда и книга – развитие сознания, восстанавливающего естественную интуицию к воспитанию.

Источник: учебный кампус Института Ньюфелда

Перевод Анастасии Селейман-Гольдак 
Редакция Елены Фурдак

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, вот еще несколько статей для вас.

https://alpha-parenting.ru/2014/12/01/gordon-nyufeld-o-privyazannosti-k-sverstnikam/

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.