Еще про эмоции и чувства

от vjulia
Еще про эмоции и чувства

Когда-то в психологии эмоции считались ненужной переменной, но сейчас мы знаем, что эмоции важно и нужно выражать. Одна из задач родителей помочь ребенку освоиться в мире его эмоций и чувств, быть способным их понимать, распознавать и выражать.

А это не всегда легко, потому что эмоциональный мир маленьких детей это бушующие ураганы, когда от одной эмоции до другой, от хорошего настроения до плохого, от смеха до слез один шаг. Сильные эмоции могут затмевать благие намерения, тогда дети ведут себя импульсивно и незрело. Чтобы помочь детям справиться со своими эмоциями и чувствами, их не нужно отсекать, пресекать и пытаться избавиться от эмоциональных проявлений.

Мы можем быть недовольными какими-то поступками, мы можем ограничивать какое-то поведение ребенка — это наша взрослая задача. Но мы не можем запретить ребенку чувствовать то, что он чувствует, – и по поводу случившегося, и по поводу нашего запрета или ограничения. И если поведение мы можем останавливать, то было бы хорошо, чтобы эмоции нашли свой выход, были распознаны и поняты. Дети знакомятся с миром своих эмоций и чувств постепенно и мы можем им помогать.

Как это сделать, вариантов много, но я хочу написать об одном из них. Часто советуют проговаривать и называть эмоции и чувства ребенка, которые он испытывает: «Ты злишься», «Ты сердишься», «Ты расстроен», и так далее. Это хорошо и правильно, если это помогает ребенку.

Но бывает и так, что в момент конфликта наши попытки назвать эмоции и чувства лишь подливают масла в огонь, ребенок начинает еще больше злиться, отталкивает взрослого. Либо закрывается, потому что он еще сам мог не успеть распознать, что же происходит с ним внутри, а взрослый взял и разложил это по полочкам. Это бывает очень уязвимо. Это сигнал, что, значит, это не наш путь. По крайней мере, сейчас. Тогда об эмоциях и чувствах мы говорим, когда накал страстей меньше, в более спокойной обстановке, не в конфликте или не в самой активной его части, а ждем момента, когда наши отношения будут в порядке. Говорим не только про эмоции и чувства, но и про себя, про других людей, про персонажей книг и мультфильмов эмоциями пронизана вся наша жизнь.

Дети очень нуждаются в том понимании, что то, что они чувствуют, это нормально, даже если мы не одобряем их поведение. Нормально быть злым, расстроенным, сердитым, хотеть ударить (это не равно бить других) или уйти. Испытывать обиду и разочарование тоже нормально.

Нам кажется, что дети знают о том, что они не одни в своих переживаниях. Но для детей их опыт часто воспринимается так, как будто только они все это испытывают, а другие нет и это нелегко. Им очень важно слышать и знать, что все, что с ними происходит, это часть жизни, это бывает со всеми, а не только с ними.

И не только у детей так. Мамы, которые приходят ко мне на группу поддержки и встречи для родителей, часто говорят: «У нас нет вопросов. Мы просто побыть здесь и знать, что не только у меня так, не только мне часто сложно и не только я одна как мама испытываю самые разные чувства». Мы все нуждаемся в нормализации наших переживаний и ощущении, что мы не одни в своих чувствах.

И еще про эмоции и чувства. Хорошо разговаривать с детьми не только названиями, но и расширять это понимание для каждой эмоции и чувства. Не просто «Ты, похоже, очень злился», а и «Ты сжал кулаки, напрягся у меня тоже такое бывает, когда я злюсь», «Эх, хочется сесть и сжаться в комок, слезы подступают к глазам, внутри все сжимается и как будто внутри какой-то ком я вижу, как тебе грустно…» Вот эта связь между происходящим в теле и его порывами и названием самой эмоции и чувства хорошо помогает ребенку лучше понимать то, что с ним происходит.

И еще хочу добавить, что в воспитании детей нет единого и правильного пути, который был бы идеален для всех. Одному ребенку мы проговариваем его эмоции и чувства в конфликте, второму когда все утихнет, а с третьим вообще заходим огородами и ищем аккуратные, не слишком уязвимые варианты. И когда мы начинаем прислушиваться и наблюдать именно к своему ребенку — не как правильно по книге, а как лучше именно для него мы становится еще на шаг ближе к тому, чтобы лучше понять своего ребенка и помочь ему на пути его взросления.
На фото слайд из курса Гордона Ньюфелда и книги Деборы Макнамары «Покой. Игра. Развитие», который я для вас немного оживила веселым мальчиком, ведь и про радость тоже хорошо замечать, говорить ребенку и обсуждать. Радость тоже одно из уязвимых переживаний, которое нуждается в поддержке.

Юлия Варлакова

Источник: http://vjulia.ru/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей:

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.