Когда-то в психологии эмоции считались ненужной переменной, но сейчас мы знаем, что эмоции важно и нужно выражать. Одна из задач родителей – помочь ребенку освоиться в мире его эмоций и чувств, быть способным их понимать, распознавать и выражать.
А это не всегда легко, потому что эмоциональный мир маленьких детей – это бушующие ураганы, когда от одной эмоции до другой, от хорошего настроения до плохого, от смеха до слез – один шаг. Сильные эмоции могут затмевать благие намерения, тогда дети ведут себя импульсивно и незрело. Чтобы помочь детям справиться со своими эмоциями и чувствами, их не нужно отсекать, пресекать и пытаться избавиться от эмоциональных проявлений.
Мы можем быть недовольными какими-то поступками, мы можем ограничивать какое-то поведение ребенка — это наша взрослая задача. Но мы не можем запретить ребенку чувствовать то, что он чувствует, – и по поводу случившегося, и по поводу нашего запрета или ограничения. И если поведение мы можем останавливать, то было бы хорошо, чтобы эмоции нашли свой выход, были распознаны и поняты. Дети знакомятся с миром своих эмоций и чувств постепенно – и мы можем им помогать.
Как это сделать, вариантов много, но я хочу написать об одном из них. Часто советуют проговаривать и называть эмоции и чувства ребенка, которые он испытывает: «Ты злишься», «Ты сердишься», «Ты расстроен», и так далее. Это хорошо и правильно, если это помогает ребенку.
Но бывает и так, что в момент конфликта наши попытки назвать эмоции и чувства лишь подливают масла в огонь, ребенок начинает еще больше злиться, отталкивает взрослого. Либо закрывается, потому что он еще сам мог не успеть распознать, что же происходит с ним внутри, а взрослый взял и разложил это по полочкам. Это бывает очень уязвимо. Это сигнал, что, значит, это не наш путь. По крайней мере, сейчас. Тогда об эмоциях и чувствах мы говорим, когда накал страстей меньше, в более спокойной обстановке, не в конфликте или не в самой активной его части, а ждем момента, когда наши отношения будут в порядке. Говорим не только про эмоции и чувства, но и про себя, про других людей, про персонажей книг и мультфильмов – эмоциями пронизана вся наша жизнь.
Дети очень нуждаются в том понимании, что то, что они чувствуют, – это нормально, даже если мы не одобряем их поведение. Нормально быть злым, расстроенным, сердитым, хотеть ударить (это не равно бить других) или уйти. Испытывать обиду и разочарование – тоже нормально.
Нам кажется, что дети знают о том, что они не одни в своих переживаниях. Но для детей их опыт часто воспринимается так, как будто только они все это испытывают, а другие нет – и это нелегко. Им очень важно слышать и знать, что все, что с ними происходит, – это часть жизни, это бывает со всеми, а не только с ними.
И не только у детей так. Мамы, которые приходят ко мне на группу поддержки и встречи для родителей, часто говорят: «У нас нет вопросов. Мы просто побыть здесь и знать, что не только у меня так, не только мне часто сложно и не только я одна как мама испытываю самые разные чувства». Мы все нуждаемся в нормализации наших переживаний и ощущении, что мы не одни в своих чувствах.
И еще про эмоции и чувства. Хорошо разговаривать с детьми не только названиями, но и расширять это понимание для каждой эмоции и чувства. Не просто «Ты, похоже, очень злился», а и «Ты сжал кулаки, напрягся – у меня тоже такое бывает, когда я злюсь», «Эх, хочется сесть и сжаться в комок, слезы подступают к глазам, внутри все сжимается и как будто внутри какой-то ком – я вижу, как тебе грустно…» Вот эта связь между происходящим в теле и его порывами и названием самой эмоции и чувства хорошо помогает ребенку лучше понимать то, что с ним происходит.
И еще хочу добавить, что в воспитании детей нет единого и правильного пути, который был бы идеален для всех. Одному ребенку мы проговариваем его эмоции и чувства в конфликте, второму – когда все утихнет, а с третьим вообще заходим огородами и ищем аккуратные, не слишком уязвимые варианты. И когда мы начинаем прислушиваться и наблюдать именно к своему ребенку — не как правильно по книге, а как лучше именно для него – мы становится еще на шаг ближе к тому, чтобы лучше понять своего ребенка и помочь ему на пути его взросления.
На фото слайд из курса Гордона Ньюфелда и книги Деборы Макнамары «Покой. Игра. Развитие», который я для вас немного оживила веселым мальчиком, ведь и про радость тоже хорошо замечать, говорить ребенку и обсуждать. Радость тоже одно из уязвимых переживаний, которое нуждается в поддержке.
Юлия Варлакова
Источник: http://vjulia.ru/
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей: