Что может сделать учитель, когда ребенок отказывается ходить в школу?
Почти каждый день восьмилетняя Шарлиз не хотела идти в школу. Ее мама была вынуждена буквально затаскивать дочь сначала в машину, а затем в класс. Всю неделю по будням девочка жаловалась на боли в животе, вызванные тревожностью. Но когда начинались выходные, она становилась совсем другой: беззаботной, счастливой, ничего не болит.
Для того чтобы помочь Шарлиз, учительница разработала систему позитивного подкрепления, суть которой заключалась в том, чтобы хвалить девочку всякий раз, когда она не доставляет беспокойства и не плачет во время уроков. Кроме того, она пересадила Шарлиз за первую парту, чтобы за девочкой можно было наблюдать и по необходимости оказывать ей поддержку.
Такой подход мог быть эффективным для других учеников, но не для Шарлиз. Почему? Во-первых, никто не попытался выяснить, почему у девочки возникли проблемы. Мы часто считаем, что ребенок, который отказывается ходить в школу, испытывает тревогу. Но при этом мы не задумываемся о том, что же вызывает саму тревогу. Система образования, как правило, не учитывает индивидуальные особенности детей, а также не обладает инструментами для определения того, как и почему возникают проблемы у каждого отдельного ученика. Более того, все решения обычно сводятся к методам подкрепления, как это и было в случае с Шарлиз.
Новая парадигма
Для того чтобы помочь родителям и учительнице девочки посмотреть в другом направлении, я поделилась с ними своим подходом. Опираясь на понимание работы вегетативной нервной системы (ВНС), я объяснила преимущества использования «персонализированной сонастройки», то есть расшифровки индивидуальных особенностей, присущих нервной системе каждого отдельного человека. Учитывая эти особенности, мы должны обеспечить ребенка сигналами безопасности, подобранными в соответствии с особенностями его нервной системы. Довольно часто мозг и тело детей, которые отказываются ходить в школу, испытывают угрозу, хотя физически ребёнок находится в безопасности. «Негативные» чувства возникают в результате активации симпатической нервной системы, поэтому просто отговорить себя от своих чувств ребенок не может.
Нам нужно было разработать для Шарлиз такой подход, который помог бы ее уникальной связи «тело-мозг» воспринимать сигналы о безопасности.
Первым делом родители девочки встретились с учительницей и рассказали ей, что Шарлиз перфекционистка и боится неодобрения со стороны взрослых. Поэтому, когда учительница хвалила девочку только за то, что она не волнуется и не плачет на уроках, она не только не облегчала ее состояние, а непреднамеренно усугубляла его. А поскольку Шарлиз была крайне чувствительна к своему окружению, она предпочла бы сидеть рядом с подругой, а не учительницей: девочка чувствовала себя неловко, когда ей сложно было сдерживать свои слезы.
В процессе обсуждения мы пришли к пониманию, что поведение Шарлиз не поддавалось методам позитивного подкрепления, поскольку являлось реакцией на стресс. Таким образом, нашей целью было не подкрепить «хорошее» поведение девочки, а найти способ улучшить ее нейроцепцию, успокоить ее нервную систему. Она не выбирала, каким образом вести себя, а скорее демонстрировала поведение, характерное для уязвимой нервной системы.
После того, как все выслушали мои предложения, учительница Шарлиз придумала очень интересную идею, целью которой было приятное совместное времяпрепровождение. Она знала, что в спокойном состоянии девочка любила устраивать с друзьями воображаемые чаепития. Поэтому учительница предложила Шарлиз и ее подруге остаться после уроков и устроить настоящее чаепитие с печеньем, из настоящего сервиза, который она принесла из дома.
Чаепитие имело огромный успех и положило начало новому подходу, в основу которого легла не система позитивного подкрепления, а теплые и доверительные отношения между взрослым и ребенком. Также учительница пригласила девочек прийти рано утром и помочь ей подготовить класс к урокам. Еще один успех. На третий день Шарлиз охотно пошла в школу. Позже мама девочки рассказала, как же счастлива она была видеть Шарлиз такой спокойной.
Конечно, все дети разные, и у каждого будут свои реакции на поддержку/вмешательство. Шарлиз отреагировала очень быстро, что случается совсем нечасто. Более того, не у всех учителей находится время или ресурсы, чтобы персонализировать свой подход к ученикам, как удалось это сделать учительнице Шарлиз. Тем не менее, цель работы с ребенком, который отказывается идти в школу, состоит в том, чтобы понять, как помочь его нервной системе почувствовать безопасность в школьной среде. Многим детям лучше всего помогают сигналы, повышающие ощущение безопасности конкретного ребёнка через социальное и игровое взаимодействие. Следование этим методам, которые, к сожалению, еще не являются частью традиционной образовательной системы, хоть и поддерживаются нейронаукой, позволит творчески и при этом с сочувствием решать проблемы, связанные с отказом ходить в школу.
Мона Делахук, доктор наук
Перевод Екатерины Артамоновой
Редактура Надежды Шестаковой
Источник: https://www.cebm.ca/post/school-refusal-and-the-power-of-social-engagement
Фото: photogenica.ru
Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей для вас: