Перевоспитание театром. Опыт одной канадской тюрьмы

от estel-the-fair
Перевоспитание театром. Опыт одной канадской тюрьмы

Предлагаем к прочтению статью о перевоспитании заключенных игрой в театре.

«Тот миг, когда им впервые аплодируют, несет в себе весьма глубокий смысл: впервые в жизни кто-то оценил их положительно».

Я сижу впереди, рядом с сотрудником Исправительной Службы Канады (ИСК), который ведет фургон, полный людей, по пустынной дороге на территории исправительного учреждения Уильяма Хэда — тюрьмы с минимальным уровнем безопасности, расположенной на острове Ванкувер.

«Раньше у нас заключенные водили машины», — говорит сотрудник Исправительной Службы Канады. Он добавляет еще что-то на тему ужесточения мер безопасности за последние несколько лет, намекая на усиление мер по борьбе с преступностью.

Фургон подъезжает к дверям здания многоцелевого назначения, известного как «качалка». Заключенный, одетый в костюм и галстук, вручает мне программку шоу, и меня ведут в зал на отведенное мне место. 130 зрителей ждут начала ежегодной постановки тюремного театра Уильяма Хэда. Открытый в 1981 году, этот театр стал единственной в Канаде театральной труппой, состоящей из заключенных.

В тюрьму запрещен провоз личных вещей. Я было подумывал взять с собой диктофон, но побоялся упустить этот редкий шанс проникнуть в стены тюрьмы Уильяма Хеда. Это значит, что я, к сожалению, не могу поделиться точными цитатами (не скомпрометировав при этом службу безопасности). Поэтому я встретился отдельно с некоторыми сотрудниками Театра, которые познакомили меня с Райаном, бывшим заключенным тюрьмы Уильяма Хэда, который за 13 лет принял участие почти в 20 постановках.

«Когда люди заходят в эту дверь и ты говоришь им: «Добро пожаловать в Театр», все это тюремное дерьмо остается где-то позади, — объяснил Райан, который попросил нас не называть его фамилию и не разглашать подробности его дела, чтобы сохранить свою личность в тайне. — Это безопасное место, где можно исследовать разные штуки, эмоции, плакать, смеяться».

Райан поведал мне историю своего заключения за чашкой кофе. Волосы у него были коротко и аккуратно подстрижены, он был одет в простые синие джинсы, прямоугольные очки и флисовую куртку.

«За что вас осудили?» — спросил я.

«Убийство, — признался он опасливо. В 18-летнем возрасте Райан совершил то, за что впоследствии был отправлен за решетку, — убийство второй степени. — Я отбыл 19 лет из 20-летнего [пожизненного] заключения». Четыре года назад ему было предоставлено условно-досрочное освобождение, и с тех пор он начал относительно нормальную жизнь в штате Виктория. Он благодарен Театру за то, что там он смог научиться командной работе и ответственности, важнейшим жизненным навыкам, которые помогли ему превратиться из преступника в законопослушного гражданина.

«Когда я вышел, я подумал: «Я хочу сходить в театр, я хочу быть открытым всему новому… а не просто так сидеть в своей скорлупе», — сказал он.

В спектакле, который я видел, участвовали около 20 осужденных. Для многих из них это было первое выступление на публике. Один мужчина на мгновение забыл свою реплику, а другой вытирал полотенцем пот с лица. В эти моменты уязвимости заключенные обменивали свой имидж крутых парней на некоторое сопереживание со стороны своих товарищей.

«Если один на сцене не справляется — не справляются все, спектакль разваливается. Поэтому, если кому-то сложно, ты должен помочь», — сказал Райан.

В других странах тюремные театры более широко интегрированы в пенитенциарную систему. В Соединенных Штатах, например, в театре «Шекспир за решеткой» заключенные выходят на сцену вот уже 20 лет. Во Франции министерство юстиции и культуры разработало протокол, уделяющий внимание культуре в тюрьмах, и театр — одно из направлений. В Великобритании исследование, проведенное в 2011 году, выявило экономические выгоды от программ развития искусства в тюрьмах и показало, что на каждый доллар, потраченный на вопросы искусства в тюрьме, обществу возвращается примерно в четыре раза больше.

Однако, за исключением этой театральной труппы на острове Ванкувер, остальная часть Канады даже не подозревает о том, что в тюрьме может быть театр. Тюремный театр Уильяма Хэда создан на общественных началах и существует за счет продажи билетов и грантов от Канадского совета по искусству. Если деньги находятся, артисты штата Виктория помогают заключенным тюрьмы Уильяма Хеда в постановке спектакля, а Исправительная служба Канады занимается лишь обеспечением безопасности.

Все 80 минут, пока длилось представление, около полудюжины охранников не спускали глаз с заключенных. Кроме их угрюмого присутствия, ничто здесь не напоминало о том, что это — тюремная постановка. Вообще говоря, это было… довольно неплохо. В конце раздались продолжительные аплодисменты, некоторые даже аплодировали стоя. «Тот миг, когда им впервые аплодируют, несет в себе весьма глубокий смысл, — объяснила директор тюремного театра Уильяма Хэда Кейт Рубин. — Кто-то впервые оценивает их положительно по-крупному, только подумайте: целых 100 человек аплодировали тому, что они сделали, вот что ценно».

И заключенные, и сотрудники тюрьмы Уильяма Хеда продолжают надеяться на финансирование тюремных программ по занятиям искусством в Канаде. «Вы хотите наказать людей или хотите их перевоспитать? — говорит Райан. — Как по мне, [тюрьма] должна бы быть местом обучения, роста и исцеления, и театр играет в этом огромную роль».

Перевод Ольги Шишкиной

Источник (перевод приводится с сокращениями): https://www.vice.com/en/article/bc-jail-rehabilitates-violent-offenders-using-prison-theatre/

Фото: canva.com

Похожие сообщения