Уровень кортизола у детей, посещающих ДДУ

от alphapar
Дети в детском саду

Повышенный уровень кортизола у детей, посещающих детские дошкольные учреждения: обзор и мета-анализ (2006)

В ходе исследования было изучено 9 научных работ (5 из которых проводились в США, и 4 — в Европе), посвящённых изменению уровня кортизола у детей, посещающих детские дошкольные учреждения. Основное заключение: во время пребывания в ДДУ уровень кортизола у детей выше, чем дома. Также в течение дня наблюдается значительное расхождение в изменении уровня кортизола у детей, находящихся в ДДУ и дома: в ДДУ после обеда наблюдается  увеличение уровня, дома уровень кортизола в течение дня падает (что является нормой для здоровых людей).

Мы изучили все работы, в которых шла речь о возможном влиянии качества ДДУ, возраста, пола и особенностей детского темперамента на уровень кортизола. Наиболее влиятельным фактором явился возраст. Младшие дети (около 3 лет) имели более высокий уровень кортизола, чем дети постарше (5-8 лет), больше всего уровень кортизола повышался у детей младше 3 лет.

Даже в садах с очень высокими стандартами у детей был отмечен повышенный уровень кортизола. Он был выше в больших группах (больше 15 детей в группе), в группах с большой разницей в возрасте детей (больше 6 месяцев), меньшей площадью для игры на одного ребёнка (меньше 5 кв.м.) и большим количеством взрослых в помещении (более 4 взрослых).

Повышенный уровень кортизола у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, мы связываем со стрессовым общением в коллективе. (Я это связываю с разделением либо с тревогой разделения с основной привязанностью ребёнка, хотя, коллектив, конечно, добавляет. — О.П.).

Реакция на стресс во время нахождения в детском саду может вызываться тем, что пребывание ребёнка в группе ровесников — это ситуация, требующая частого эмоционального возбуждения. Например, исследования взрослых людей показывают, что наиболее высокий всплеск кортизола наблюдается в ситуациях неконтролируемой социальной угрозы (проще говоря, когда вы находитесь в компании непредсказуемых, недружелюбно настроенных людей — О.П.) В саду, в большой группе ровесников дети могут с большей вероятностью оказаться в ситуации социальной опасности. Так, например, есть данные, что проблемы с ровесниками коррелируют с бóльшим уровнем кортизола у 3-5-летних.

Исследования с животными показывают, что количество времени, проведённого в общении со сверстниками, влияет на повышенный уровень кортизола. Так, детёныши резус-макак, проводившие бóльшую часть дня в компании 4 себе подобных особей, имели уровень кортизола значительно выше, чем у их сверстников, проводивших в компании только 2 часа в день.

Другими источниками стресса являются длительное время разделения с родителями и необходимость моделировать безопасное поведение по отношению к многочисленным взрослым. Например, в одном из исследований за 20 часов наблюдения было зафиксировано 345 стрессовых ситуаций.

Исследования показывают, что наличие внимательного любящего взрослого может снижать уровень стрессовой реакции.

Различия в изменении уровня кортизола в течение дня

Дома во всех случаях был отмечен стандартный дневной рисунок изменения уровня кортизола: самый высокий уровень всегда отмечался утром, примерно через 30 минут после подъёма с резким снижением в следующие 2 часа и постепенным снижением в течение дня и вечера.

А вот в детских дошкольных учреждениях у тех же детей к вечеру отмечался существенный рост уровня кортизола. Эффект был заметен только после нескольких часов, проведённых в детском саду. Дома уровень кортизола входил в норму.

С увеличением возраста ребёнка дневные изменения в уровне кортизола приближались к норме.

Уровень кортизола повышался у детей в ДДУ даже в присутствии матерей (потому что дети испытывают тревогу разделения, особенно если уже имеют печальный опыт — О.П.)

На уровень кортизола влияют также обстановка (более формальная — менее формальная), длительность пребывания (часов в день), частота пребывания (дней в неделю).

Как длительный повышенный уровень кортизола влияет на дальнейшее развитие ребёнка?

Ни одно из рассматриваемых исследований не ставило своей целью изучить влияние длительного (умеренно) повышенного уровня кортизола на детское развитие, поэтому мы не можем с точностью сказать, является ли повышенный уровень кортизола адаптивным специфическим ответом на стресс пребывания в коллективе или это — выживание, опасное для более позднего развития.

Принято считать, что постоянный повышенный уровень гормонов стресса опасен, потому что подрывает иммунную систему. Повышенный уровень кортизола у ребёнка в ДДУ может быть функциональным ответом на стресс пребывания в коллективе, но в то же время ослаблять детский организм.

Что касается рисков для дальнейшего развития ребёнка, то было доказано, что повышенный уровень кортизола в течение длительных периодов времени коррелирует со снижением обучаемости и болезнями у животных и у людей (по детям данных нет — О.П.) Не существует эмпирических данных о том, что повышенный уровень кортизола в условиях ДДУ серьёзно повлияет на дальнейшее развитие ребёнка. Можно предположить, что более чувствительные дети, вынужденные в раннем возрасте противостоять стрессовой ситуации нахождения в коллективе без соответствующей социальной поддержки, могут быть подвержены большему риску.

Хэрриэт Вермеер, Маринус Ийзендурн,
Университет Лейдена, Нидерланды

Перевод с сокращениями: Ольга Писарик

ВОПРОС: Почему дети в разновозрастных группах находятся в группе риска?

ОТВЕТ Ольги Писарик: В исследовании недостаточно данных для того, чтобы делать однозначные выводы. Я сама за разновозрастные маленькие группы (до 5-8 детей вместе). Логика подсказывает, что если воспитатель равнодушен, то для младших детей опыт пребывания в такой группе действительно может быть очень травматичным. В исследовании речь шла о среднем уровне в группе: измерили у всех кортизол, нашли среднее арифметическое, вот и получился повышенный уровень у всех в разновозрастной группе, хотя на самом деле у малышей он будет выше, а у старших детей — ниже.

Ольга Писарик

Источник: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0885200606000421

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.