Дары чувствительности, или почему чувствительность – это не расстройство

girl9.jpg

Чувствительные дети известны своими интенсивными переживаниями – окружающая среда действует на них возбуждающе. Они часто испытывают сенсорную перегрузку из-за слишком громких звуков, слишком сильных запахов, невыносимых ощущений от прикосновений или бирок на одежде. Таких детей бывает трудно понять с их бурными реакциями и эмоциями, особенно когда они проявляют повышенное противление или тревожность. Растить чувствительных детей невероятно трудно; но если при этом ребенок развивается нормально, от нашего взора обычно скрываются удивительные дары, которые идут «в нагрузку» к более острой реакции на окружающий мир.

Количество чувствительных детей в Северной Америке оценивается в 15-20% от всего населения. Обострённая реакция как на внешние стимулы, так и на сигналы организма – следствие повышенной реактивности нервной системы. Родители чувствительных детей говорят мне: «Кажется, что они такими родились: более взволнованными, острее реагирующими, детьми, которых сложнее успокоить». Когда я смотрю на фотографии маленьких детей, я могу увидеть чувствительность в некоторых из них по тому, как они сжимают руки, морщат лицо, по напряжению в теле, словно говорящему о том, что этот мир для них – слишком тяжелая ноша. 

Чувствительные нервная и сенсорная системы встречаются не только у людей: биологи обнаружили их и у других млекопитающих и даже у дрозофил. Хотя до сих пор нет окончательной ясности, почему некоторые дети более чувствительны, современные исследования предполагают, что дело в генетике, пренатальном опыте или в родах.  Как бы то ни было, но одно верно точно: чувствительные дети нуждаются в тех же условиях для развития, что и другие дети: в крепких заботливых отношениях со взрослыми и в мягких сердцах.

Чувствительность – это континуум, где нет двух одинаковых детей с точки зрения их повышенной восприимчивости к стимулам, включая различия в реагировании на взгляды, запахи, вкусы, прикосновения, звуки, а также кинестетические/проприоцептивные (отвечающие за ощущение тела в пространстве и времени) и эмоциональные/перцептивные способности. Мне как маме двух чувствительных детей разница между ними очевидна – у одной нюх как у ищейки, она может уловить незначительный предательский запах шоколада в моем дыхании, а ещё она очень чувствительна к щекотке и к боли. Второй мой ребенок умеет быстро «считывать» пространство и улавливать эмоции и истинные намерения тех, кто там находится.

Разница между чувствительными детьми огромна, но дары, которые приходят с повышенной реактивностью сенсорных систем, могут проявиться, только когда процесс развития идет своим чередом. Хотя такие дети больше подвержены эмоциональным проблемам, всё же они способны расцвести в поддерживающей обстановке, где есть место теплым отношениям, время для игры и пространство для слез.

Хотя у всех детей есть способности и таланты, у чувствительных детей из-за повышенной реактивности их нервной и эмоциональной систем они, вероятнее всего, будут группироваться следующим образом:

1.  Восприимчивость. Чувствительные дети очень часто обращают внимание на мелкие детали и замечают вещи, которые отличаются или изменились, и могут соединять воедино различные признаки и абстрактные детали. Когда в один жаркий летний день пошел дождь после засухи, моя дочь стояла, вдыхая запах дождя, и сказала: «Мама, я и забыла, как пахнет дождь! Это так чудесно». Когда она была младше, то говорила, что «пыль в солнечном свете искрится, словно волшебная». Увидеть мир глазами чувствительного ребенка – значит заново ощутить чудо и великолепие обычных вещей, окружающих нас. Такие дети часто помогают нам замедлиться и заметить то, что мы упускаем в суете «взрослых» дел.

2. Глубокая забота о других. Будучи частью нервной системы, эмоциональная система напрямую влияет на чувствительность и может вызывать повышенную заботливость. Если ребенок развивается идеальным образом, по мере взросления он может стать очень сострадательным, сочувствующим и внимательным к другим.  Если таким детям предоставляется возможность проговорить то, что они чувствуют, перед нами открываются чрезвычайно глубокие эмоции. Чувствительных детей легко может растрогать музыка, рассказы, природа, искусство и доброта других. Они плачут над сентиментальными песнями или историями – как моя дочь, когда я пела ей Danny Boy («Мальчик Дэнни») или читала стихотворение «Волшебный дракон Пафф» (Puff the Magic Dragon).  От теплоты, излучаемой такими детьми, когда их сердца мягкие, захватывает дух. Они могут с отчаянным рвением проявлять заботу о братьях и сестрах.

3. Пылкость и интенсивность чувств. Повышенная восприимчивость эмоциональной системы может приводить к необузданным, интенсивным чувствам и реакциям в отношении вещей, людей и интересов. Они любят своих домашних любимцев – а также своих друзей, свою одежду – и именно эту книжку на ночь. Они могут с невероятным оживлением и энтузиазмом  рассказывать о своих идеях и вытекающих из них больших мечтах и целях. Часто это люди, с которыми интересно общаться, – они буквально светятся и заражают своей энергией. Некоторые чувствительные дети носят эту энергию внутри, но она часто обнаруживает себя, когда они играют, двигаются, пишут или рассказывают истории.

4.  Память. Из-за повышенной восприимчивости к окружающей среде и внимания к ситуациям и деталям чувствительные дети могут впитывать и хранить информацию в невероятных объемах. Они могут пересказать историю по памяти и запомнить целую книгу с картинками. Они часто начинают рано говорить, подражая другим, и могут с невероятной точностью обнаружить местоположение вещей, которые вы «положили не туда».  «Природная одаренность» – часто результат чувствительности наряду со  способностями в конкретных областях, таких как зрительное восприятие, понимание прочитанного или ловкость.

5. Творческие способности. Когда чувствительные дети играют свободно, без правил или заданной структуры, их воображаемый мир может быть богатым и безграничным. Они часто демонстрируют уникальную способность создавать что-то оригинальное из обычных вещей. Другими словами, они встраивают то, что их окружает, в свою игру. Например, один чувствительный ребенок создал «конфетную стену» в своей комнате из синих липучек и хэллоуинских конфет. Чувствительных детей, расцветающих таким образом, можно поставить в один ряд с самыми одаренными художниками, писателями, актерами, музыкантами, дизайнерами, инженерами и талантливыми создателями нового.

6. Проницательность – их нелегко одурачить. Чувствительные дети могут быть особенно избирательны в выборе тех, кому можно доверять и с кем строить отношения. Они ожидают многого от своих привязанностей и нередко людям сперва приходится доказать, что с ними психологически безопасно и они не нанесут ран, прежде чем чувствительный ребенок доверится таким отношениям. Родитель чувствительного ребенка рассказывал мне о том, как его ребенок пошел в новую школу: «Такое впечатление, что он изучает резюме детей перед тем, как выбрать себе друзей». Чувствительные дети менее склонны верить ложным отговоркам и притворству. Зачастую они чувствуют истинные намерения людей, несмотря на попытки скрыть правду или ввести в заблуждение.

девочка, чувствительность, одаренность

7. Сопротивление. Может показаться, что это вовсе не дар, однако способность чувствительного ребенка сопротивляться принуждению и контролю со стороны других имеет положительную сторону. И хотя такие дети могут быстро уходить в защиты, если чувствуют давление, и часто начинают сопротивляться, именно это помогает им сохранять пространство для рождения собственных идей. Способность быстро отгораживаться от принуждения и сопротивляться позволяет им оставаться самими собой, противостоять давлению сверстников, когда это необходимо, и становиться уникальной личностью.

8. Решение задач и новаторство. Когда чувствительный ребенок в состоянии переварить массу сенсорной информации и соединить все кусочки воедино, он может начать организовывать их интересным, нетривиальным образом. Способность обнаруживать новые и уникальные решения растет из умения играть с идеями, соединять непохожие объекты и формировать связи. Поскольку у чувствительных детей больше «исходных данных» для обработки, их можно считать людьми, решающими проблемы новаторским образом, – их возможности безграничны, когда развитие разворачивается должным образом.

9. Дары, связанные с органами чувств. Каждый чувствительный ребенок находится в какой-то точке континуума обостренных реакций, и вместе с этим также приходят уникальные способности и таланты. Дети с повышенной эмоциональной/перцептивной осознанностью могут подмечать, описывать и переводить окружающий мир на язык чувств и эмоций, как это происходит в поэзии и рассказывании историй. Дети со слуховой чувствительностью могут уловить мелодию и исполнить ее на музыкальном инструменте или идеально чисто спеть песню. Кинестетически/проприоцептивно одаренные чувствительные дети чутко прислушиваются к движениям своего тела и могут достичь высот в различных видах спорта. Существует масса путей проявления чувствительности ребенка, и для каждого органа чувств есть свои таланты.

10. Они заставляют родителей развиваться.  Иногда родители чувствительных детей ощущают, что о таких детях – с их острыми реакциями, способностью к противлению и сильными, пугающими чувствами – слишком трудно заботиться. Но любовь к ребенку и чувство ответственности мотивируют родителя расти и развиваться в своей способности находить терпение, понимание, сострадание и самоконтроль. Чувствительные дети нуждаются в сильных, заботливых и твердых родителях, на которых можно опереться, которые не боятся зашкаливающих эмоций и помогут детям с ними справиться. Если родитель будет учиться «танцевать» со своим чувствительным ребенком в таком ключе, если он сможет понять его эмоции и поведение, он обретет  уверенность, которая необходима для того, чтобы быть ответом на нужды ребенка.

Дар чувствительного ребенка – возможность роста, которую он дает тем, кто о нем заботится. Заботясь о чувствительном ребенке, нужно научиться «танцевать» с человеческой уязвимостью, стать подушкой безопасности для сильных эмоций и провести его через жизненные разочарования. Если вы с этим справитесь, в награду получите самореализацию в качестве родителя, а также собственный личностный рост. Хотя чувствительных детей не так-то просто растить, они способны сделать из вас потрясающих родителей.

Что чувствительным детям нужно от родителей?

Чувствительным детям нужно то же, что и любому другому ребенку, – тот, кто позаботится о его сердце, когда эмоции зашкаливают и боль слишком сильна. Им нужны взрослые, которые поведут за собой и возьмут на себя ответственность за считывание потребностей и щедрое их удовлетворение.

Чувствительность может быть удивительным явлением, если дать нашим детям достаточно времени для развития и понимания мира в их уникальной манере. Природа не проявила жестокость и не ошиблась – различия и разнообразие всегда были ей свойственны. Дары заключены во всех характерах, которые есть у наших детей, и неважно – чувствительный это ребенок или не очень.

Дебора Макнамара

Перевод Натальи Лысак

Редакция Татьяны Безбородовой

Источник

One thought on “Дары чувствительности, или почему чувствительность – это не расстройство”

  1. Обыкновенные на самом деле дети. С необыкновенными родителями. Не позволившими изуродовать психику своих детей. Которая потому и сохранила свою первозданность, что вовремя и бескомпромиссно всегда получала жёсткий ответ на любые посягательства извне. И бережно выращивалась изнутри.
    Причем “чувствительность” здесь присутствует в двух ипостасях:
    – как ЭМПАТИЯ = способность к СОПЕРЕЖИВАНИЮ = СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС,
    – как обострения СЕНСОРНОСТЬ, способная преодолевать пороги восприятия.
    Повторяю, здесь нет ничего уникального в самом ребенке. Здесь уникален родительский феномен. Ему имя: “БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧАДУ”, как к главной ценности в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *