Привязанность через принадлежность и преданность

от editor
Привязанность

Дети часто говорят «это мой папа, это моя мама». Почему для детей так важно, чтобы родители принадлежали им? Почему они становятся жадными в какой-то момент и отказываются делиться игрушками? Если посмотреть на это через призму привязанности, а точнее, через третий уровень привязанности, то многое станет ясно. Юлия Колбаскина пишет о привязанности через принадлежность и преданность.

Первый уровень привязанности
Второй уровень привязанности

«Третий вид привязанности также появляется в раннем детстве, если все идет правильно. Близость с кем-то подразумевает отношение к этому человеку как к своей собственности. Для маленького ребенка быть привязанным к кому-то или чему-то означает предъявлять свои права на объект привязанности, будь это мамочка, папочка, плюшевый мишка или младшая сестренка. <…> За принадлежностью следует преданность потребность быть верным и послушным по отношению к выбранным фигурам».
Из книги «Не упускайте своих детей», Гордон Ньюфелд и Габор Матэ.

По мере своего развития (начиная где-то с 2-х летнего возраста) дети начинают привязываться через уровень принадлежности и преданности.

С одной стороны, детей тянет, стремит проявлять собственничество по отношению к людям, вещам, территории, объявляя их своими (именно в этот период от них можно услышать – иногда раздражительные и враждебные, иногда полные чувства гордости – возгласы: «Моя мама!», «Мой папа!», «Мои игрушки!», «Это моя сестра!»). Такое естественное желание обладать служит цели удержания близости, которая для них так важна.

С другой стороны, привязанность, будучи удовлетворенной на этом уровне, дает еще более глубокое ощущение связи, ибо порождает чувство, что ты свой и тоже кому-то принадлежишь. Дети очень хорошо реагируют, когда мы, родители, ласково говорим им: «Вот мой мальчик» или «… моя девочка».

На этом этапе дети начинают спонтанно и естественно собирать информацию воедино: кто входит в мою семью/расширенную семью, в какой стране я живу, на какой улице, планете, кто мои соседи?

привязанность

К слову сказать, привязанность на этом уровне всегда биполярна («мы – они», «мое – ваше», «свои – чужие»). И это огромная проблема для всего человечества, если наша способность к отношениям разовьется только до этого уровня, если большинство из нас застрянет в незрелости. Если это будет так, мы будем сражаться против иноверцев, ревновать свою жену/мужа/ребенка/друга, с огнем и мечом восставать против тех, кто не разделяет наших взглядов на определенные жизненные вопросы и т.д.

Однако для ребенка потребность обладать и вытекающая отсюда ревность – это, как писал Дональд Винникотт (британский педиатр и детский психоаналитик), «…здоровое, нормальное для маленьких детей явление, которое означает, что они способны любить и уже значительно продвинулись на пути от полной незрелости, с которой начинали».

Интересно то, что это единственный уровень, в названии которого есть два слова, ибо этот уровень связан с мотивом близости двумя неразделимыми путями.
Принадлежать значит, с одной стороны, «быть частью чего-то» (например, семьи).
Быть преданным означает занимать чью-то сторону / вставать на чью-то сторону / защищать чью-то сторону.

«Где бы я ни встретил принадлежность, там была и преданность», — говорит Гордон Ньюфелд.

Как может выглядеть и переживаться третий уровень привязанности («принадлежность и преданность»), в каких действиях он может быть воплощен? Прочувствовать этот уровень сегодня помогут писательница и тонко чувствующая мама Астрид Линдгрен, поэт и эссеист Иосиф Бродский, а также актриса, театральный режиссер и педагог Софья Владимировна Гиацинтова.

Отрывок из книги Йенса Андерсена «Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь»

«Думаю, все дети, у которых рождаются младшие братья и сестры, переживают горестные моменты. Мне не забыть тот день, когда, вернувшись домой на В. с дочерью в руках, я назвала ее «МОЯ МАЛЫШКА КАРИН», а Лассе, сидя в туалете, это услышал. Я почувствовала, что надо пойти к нему, и так и сделала, и назвала его «МОЙ МАЛЫШ ЛАССЕ», а когда позже сидела в детской, он прибежал, поцеловал мне руку (единственный раз в жизни) и сказал: «Я как раз сидел и думал: почему она меня не называет своим малышом, – и тут ты пришла и сказала «мой малыш», какая же ты хорошая!» Каждый раз при этом воспоминании у меня слезы наворачиваются на глаза, потому что я понимаю, как он тогда переживал и какое испытал облегчение».

Отрывок из книги Софьи Владимировны Гиацинтовой «С памятью наедине»

«Надо сказать, что и я поднимала Боту в глазах окружающих как могла. Например, зная о тихой, но упорной борьбе, идущей из-за меня между родителями и няней, я, глядя за обеденным столом на своего обожаемого ученого отца, с вызовом заявляла — все равно о чем: «Вот Бота говорит…» А когда бывали «детские балы» и няня, в парадном платье, тихо стояла у двери в зал, я подбегала к ней, обнимала колени или живот (соответственно тому, как росла) и гордо возглашала: «Это МОЯ НЯНЯ БОТА!» Такое громкое публичное признание было для нее минутой торжества, или, как сейчас принято говорить, звездным часом».

Отрывок из эссе Иосифа Бродского «Полторы комнаты»

«… и опять-таки он взял мою сторону на педсовете, когда мне грозило исключение из школы за плохую дисциплину. «Как вы смеете! Вы, носящий форму нашей армии!» — «Флота, мадам, — сказал отец. — И я защищаю его потому, что я его отец. В этом нет ничего удивительного. Даже звери защищают своих детенышей. Об этом сказано у Брема». — «Брем? Брем? Я… я сообщу об этом в парторганизацию вашей части». Что она, разумеется, и сделала».

Традиционно вопросы для самоисследования, чтобы лучше понять этот уровень привязанности в ваших отношениях:

  1. Замечаете ли вы в себе стремление быть преданным, проявлять лояльность? В отношении каких людей /организаций / сообществ это происходит? Есть ли в вашей жизни человек, который проявляет лояльность по отношению к вам? Как вы это чувствуете?
  2. Подумайте о танце привязанности* и о тех «па», которые вы можете делать, чтобы потребность вашего ребенка в контакте и близости на уровне принадлежности и преданности оказалась удовлетворенной. Попробуйте сформулировать и записать первые 3 «па», которые пришли вам в голову.

*Танец привязанности (attachment dance) / танец завладевания (collecting dance). Термин означает инстинктивный механизм ухаживания, который создает привязанность между нами. Я выбрал термин «завладевание», чтобы постараться избавиться от сексуального подтекста слова «ухаживание». Слово «танец» указывает на интерактивность этого процесса.
Гордон Ньюфелд «Не упускайте своих детей»

Юлия Колбаскина

Источник: https://t.me/El_Pajaro_voice/244

Фото: 1 — photogenica.ru, 2 — 500px.com/LaszloBicskei

Дорогие читатели, вот еще несколько статей о третьем уровне привязанности.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.