Как говорить с детьми о происходящем (если вы в зоне боевых действий)

от editor
тревога

Что говорить и как помочь ребенку, если вы находитесь в зоне боевых действий. Статья Юлии Варлаковой.

1. Говорить о том, что происходит ПРОСТЫМИ, КОРОТКИМИ И ПОНЯТНЫМИ РЕБЁНКУ СЛОВАМИ. Сообщайте о том, что может произойти, продолжайте но поддерживать ощущение связи и опоры на вас: «Мы можем услышать громкие звуки, увидеть вспышки или огонь. Я рядом с тобой. Мы вместе. Когда тебе страшно, ты можешь прижаться ко мне».

2. Старайтесь говорить ребенку НЕ О ТОМ, от чего вы убегаете/уезжаете/идёте в бомбоубежище (например, не надо говорить: «Там стреляют, всех убивают, мы там умрём»), ЛУЧШЕ ГОВОРИТЕ О ТОМ, ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ — простыми словами, можно описать несколько шагов («Мы сейчас идём туда, где будет более безопасно. Мы сейчас сядем в машину и поедем в…/мы спустимся в метро, потому что там мы будем защищены. Крепко держи меня за руку. Я рядом» и т.д.)

3. Если есть возможность, ВОЗЬМИТЕ С СОБОЙ КАКУЮ-ТО ФИЗИЧЕСКУЮ ВЕЩЬ, которую любит ребенок — небольшую игрушку, брелок, плед и т.д. Это может быть и найденный на дороге камушек, который вы наделите волшебной силой и вложите в руку ребенка.

4. Старайтесь максимально сохранять ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ — держите за руку, гладьте по спинке, делайте массаж ладошек, прикасайтесь. Если у вас есть идеи о том, что ребенок должен спать отдельно, пожалуйста, ОСТАВЬТЕ ЭТИ ИДЕИ ДО ЛУЧШИХ ВРЕМЁН. Сон — это для ребенка разделение с привязанностями и тревога. Спите рядом, чтобы засыпая, он ощущал ваше присутствие независимо от того, где вы спите, дома или в другом месте.

5. Напоминайте ребенку О ЕДЕ И ДОСТАТОЧНОМ ПИТЬЕ. Дети в стрессе, как и многие взрослые, могут перестать ощущать голод и жажду. Но организму нужны вода и еда.

6. По возможности СОХРАНЯЙТЕ ОСТРОВКИ ПРИВЫЧНЫХ РИТУАЛОВ ИЛИ СОЗДАВАЙТЕ ИХ ЗАНОВО, учитывая обстоятельства. Колыбельная на ночь, добрые слова на ушко, сжать руку и улыбнуться друг другу, сделать из ниточки одинаковые браслетики, вспоминать перед сном приятный момент из жизни и так далее. Чем проще, тем лучше.

7. Если рядом с вами раздаются взрывы, стрельба, и ДЛЯ ВАС БЕЗОПАСНЕЕ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, прижмите ребенка к себе, обнимите, создайте руками для него кокон или заверните в одеяло. Держите рядом тёплое питьё и перекус.

8. ЕСЛИ ВАМ НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ И ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ, сообщайте ребенку об этом простыми фразами, «Сейчас на «раз-два-три» бежим туда, идём сюда, садимся в машину. Я здесь, я рядом, мы справимся» и т.д. Держите ребенка за руку и помогайте физически. Не надейтесь, что он сам выполнит все ваши указания. В состоянии шока он их может не услышать и не понять.

9. Хорошо, если у ребёнка есть ВОЗМОЖНОСТЬ ДВИГАТЬСЯ. Если же нужно долго сидеть или лежать, помогите ребенку потянуться, подышать, сжимать/разжимать ладошки.

10. Отвечайте на вопросы ребенка, но НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ, НЕ ГОВОРИТЕ В КАТЕГОРИЧНЫХ ФОРМУЛИРОВКАХ того, в чём вы не уверены, стараясь успокоить ребенка. Если вы не уверены, что через час все прекратится, то лучше не обманывать, а в ответ на вопрос: «Мама, когда это закончится?» говорить о чувствах ребенка: «Я не знаю, дорогой, но я верю, что скоро. Я вижу, как тебе сейчас страшно. Я здесь, я рядом. Сейчас много людей делают все для того, чтобы это закончилось». Если он кричит: «Ненавижу всех!», то не обращайте внимания на слова, не пресекайте их, а говорите о чувствах: «Я вижу, как ты злишься, сколько всего сейчас идёт не так, как ты и мы хотели бы», «Я понимаю твои чувства».

11. Не бойтесь ЛЮБЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ребенка. Не убеждайте, что он зря боится, что он что-то придумал и т.д. Просто будьте с ним в этих чувствах. А если он плачет, не старайтесь побыстрее успокоить. Слёзы важны как никогда, они помогают выплакать то, что не выражено иначе, понижают уровень стресса и помогают пережить то, что ребенок не может изменить. Слёзы рядом с близким заботливым взрослым сейчас — это хорошо.

12. Если у ребенка есть возможность играть — это прекрасно. От активных игр до разглядывания пылинок в солнечном луче. Даже если ребенок играет в военные игры, бьёт палкой или рисует чёрным цветом — это нормально. Именно в игре дети могут прожить и выразить свои эмоции в безопасной среде.

13. СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ тоже очень помогают, даже самые простые. Если есть возможность — прятки, догонялки, жмурки, норки (в которых вы прячетесь вместе с детьми). Дуть на что-то, надувать шарики, задувать свечки, а также в воображении представлять себя воздушным шаром или потоком ветра (пусть ребенок дует на вас, а вас как будто сдувает).

14. Используйте ШЕСТЬ УРОВНЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ, чтобы помочь ребенку больше чувствовать связь с вами и семьей.

  • 1 уровень — ОЩУЩЕНИЯ (0-1 год). Это контакт, прикосновения, запах (вы можете одеть на ребенка свою кофту), взгляд, улыбка.
  • 2 — ПОХОЖЕСТЬ (1-2 года). Напоминайте ему о том, что его носик похож на папин, а глазки — мамины (подставьте своё). Замечайте одинаковые цвета на одежде. Сделайте из ниточки или подручных средств себе и ему одинаковые браслеты, нарисуйте на ладошке ручкой себе и ему одинаковые рисунки и используйте любые другие способы поддерживать похожесть.
  • 3 — ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ (2-3 года). Мы семья, мы вместе, в этом наша сила. Мы боимся, но мы справимся. Я твоя мама, я твой папа. Ты мой сын/ моя дочка. Наша страна сильная. Много людей сейчас делают всё, чтобы это закончилось, мы все вместе.
  • 4 — ЗНАЧИМОСТЬ (3-4 года). Я так рада, что именно ТЫ— моя дочка/ мой сын. Это специально для тебя, я знаю, что ты это любишь (даже если это просто конфетка).
  • 5 — ЛЮБОВЬ (4-5 лет). Говорите о любви, о том, что ребенок навсегда в вашем сердце, а вы в его. Если вы не вместе с близкими и родственниками, говорите о том, что они любят ребенка и помнят о нём каждую секунду.
  • 6 — ПОЗНАННОСТЬ (5-6 лет). Приглашайте ребенка делиться своими чувствами, говорите, что вам это важно, при этом своими делитесь с осторожностью, чтобы не перегрузить ребёнка. Нет смысла скрывать всё и пытаться носить маску «У меня всё хорошо», можно сказать о своём страхе, переживаниях, слезах, но держите фокус на том, что вы справляетесь.
  • Для любого возраста актуальны не только текущий уровень привязанности, но и также ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ. Для любого возраста в экстренных ситуациях скорее всего будут лучше работать первые три, но используйте все, подходящие по возрасту.

15. Не беспокойтесь, если ребенок начинает вести себя так, как будто он ОТКАТИЛСЯ В РАЗВИТИИ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД. Это нормально, и это пройдет. Если он просит покормить его с ложки, одеть и т.д. — сделайте это для него, даже если ему 10 лет. И если вы видите, что он в этом нуждается, то не ждите, пока он попросит, а предложите это первыми. Детей напитывает и успокаивает ИНИЦИАТИВА родителя.

16. Пожалуйста, ПОСТАРАЙТЕСЬ САМИ НЕ ПОГРУЖАТЬСЯ В БЕЗДНУ ОТЧАЯНИЯ от того, что вашему ребенку приходится через это проходить. И уж тем более не вините себя за те действия, которые вы совершаете. Вы делаете всё возможное в вашей ситуации. Да, это настолько ужасно, что не описать словами. Но ваше присутствие значит для ребенка очень многое. Психика ребенка часто оказывается более гибкой, чем мы думаем. Он справится, и вы справитесь. Сейчас не время и не место для стыда, самокритики и растаптывания себя как плохой мамы/ плохого папы.

17. Напишите на одежде или на руке ребёнка ваши телефоны или вложите ему в карман записку с важными контактами.

18. И ПОЖАЛУЙСТА, БЕРЕГИТЕ СЕБЯ. Не стесняйтесь просить любой помощи у людей рядом. Подменяйте друг друга в заботе о ребёнке, если рядом есть кто-то: супруг/супруга, партнер, друзья, родственники и т.д. Если никого нет, подросшему ребенку можно сказать прямо: «Родной, мне сейчас нужно умыться/минуту посидеть в тишине/прилечь / Вот моя рука, ты можешь быть рядом, я с тобой. Я обо всем позабочусь, и эта пауза поможет мне делать это лучше». С маленькими детьми используйте каждую возможность отдохнуть вместе с ребенком — спите, когда он спит, или хотя бы полежите. Давайте себе передышки там, где это возможно.

Поверьте, пожалуйста, что потом, когда всё закончится, можно будет помочь ребенку пережить этот опыт так, чтобы он стал менее травматичным. А сейчас важно позаботиться о своей семье, дать ребёнку ощущение опоры настолько, насколько это возможно для вас, и обеспечить безопасность.

Юлия Варлакова

Фото: pixabay.com

Дорогие читатели, вот еще несколько статей, которые могут быть полезны.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.