Восстановление после школы: гигиена для детского сердца

Photogenica-PHX345698402-1.jpg

Школа является стрессом для наших детей по ряду причин. Что это за причины и как помочь детям прийти в себя после школы? Об этом рассказывает Гордон Ньюфелд с точки зрения теории развития.

Два моих младших внука вот-вот снова пойдут в школу, как и примерно 60 миллионов других детей в Канаде и США. Это заставило меня задуматься об их эмоциональном здоровье и благополучии. Одному из внуков нелегко признаваться о своих ранах, как физических, так и эмоциональных. Он склонен впадать в мрачное настроение, когда ему больно – совсем как его дед. Принятое обществом за норму посещение школы маскирует эмоциональную трагедию этого мероприятия.

Школа вызывает стресс у большинства детей – даже если она им нравится, и они ждут её с нетерпением. Причина стресса проста – он возникает из-за столкновения с разделением какого-либо вида. Как и у всех млекопитающих, наше выживание зависит от близости к себе подобным, поэтому столкновение с разделением пугает нас до глубины души.

Так как близость может восприниматься нами самыми разными способами – когда мы находимся рядом или занимаем ту же сторону, являемся частью чего-либо, ощущаем похожесть, много для кого-то значим, чувствуем себя любимыми или даже познанными изнутри и понимаемыми, – то и виды столкновения с разделением будут такими же многочисленными. Чаще всего они незаметны нашему взгляду, если только мы не знаем, как и к кому (или к чему) ребёнок привязан.

Противление

Поход в школу – и неважно, как сильно ребёнок её любит – включает в себя разделение с его основными привязанностями. Если ребёнок привязан к оценкам (как был я), школа станет для него неисчерпаемым источником тревоги. Школа приносит ещё больше стресса, если ребёнок идёт туда, прежде всего, чтобы быть рядом со своими друзьями. Если он привязан к ровесникам (как большинство моих друзей в детстве), то любое ощущение близости будет сопровождаться возрастающим ожиданием грядущей сепарации, которая неминуемо наступит. Чем больше для ребёнка значат его сверстники, тем больше стресса будет приносить ему взаимодействие с ними и тем глубже будут его раны. Таким образом, школа – это источник стресса по всем вышеуказанным причинам, а также многим другим.

Как и миллионы других родителей, я питаю надежду, что чувствительность наших детей (и внуков) не будет разрушена тем, что ожидает их в коридорах школы, в классах и на школьном дворе. Однако со многими детьми это всё-таки произойдёт, и мы практически не сможем на это повлиять. Но сейчас я знаю больше, чем во времена, когда я был начинающим родителем. Теперь я понимаю, что происходящее в школе необязательно должно подвергать риску эмоциональное здоровье и благополучие детей. И секретом будет то, что происходит ПОСЛЕ школы.

Позвольте мне объяснить.

Самым восхитительным и парадоксальным фактом о стрессе является то, что, чем больше мы ему подвергаемся, тем меньше мы в действительности его ощущаем, да и вообще чувствуем что-либо. У нашего мозга развилась совершенно замечательная способность – отключать чувства, когда нам нужно действовать в стрессовой или небезопасной обстановке. Если уж школа не считается одним из наиболее небезопасных и вызывающих стресс мест в нашем обществе (исключая жизнь в проблемной семье, конечно же) – тогда сложно придумать, что ещё могло бы считаться таким местом.

К сожалению, наши дети демонстрируют всё возрастающее влияние этого стресса, а также сопутствующую ему утрату чувств. Присутствуют все индикаторы стресса: агрессия, скука, проблемы с вниманием, буллинг, тревожность, ажитация, тяга к адреналину, депрессия, суициды и суицидальные мысли.

Интенсив 1

Ирония состоит в том, что эта эпидемия утраченных чувств по большей части не замечается и не распознаётся. Когда дети теряют свои чувства, они начинают лучше действовать в стрессовых и небезопасных ситуациях. Когда их чувства исчезают, они кажутся нам менее обеспокоенными, расстроенными, взволнованными, задетыми. Когда дети теряют чувства, они могут выглядеть для большинства взрослых, включая специалистов, так, как будто их дела идут на лад.

Ужасающая правда состоит в том, что утрата чувств лежит в корне всех детских проблем (и, в свою очередь, всех наших проблем с ними). Психология развития пришла к пониманию того, что чувства жизненно необходимы для эмоционального здоровья и благополучия, для эмоциональной зрелости, наполняющей нас близости, для истинной человечности и гуманности. Можно сказать, что чувства – как сердце для всего этого. Мы можем позволить себе утрачивать чувства лишь на небольшие промежутки времени: когда работа на результат становится важнее развития, когда «действие» становится важнее «бытия», когда необходимыми условиями для раскрытия потенциала нужно пожертвовать в угоду текущим занятиям.

Как же можно решить эту дилемму, когда мозг современных детей большую часть дня активно защищает их от чувствования? Если коротко, то важно не то, что происходит В школе, а то, что происходит ПОСЛЕ неё! Те самые отключенные при стрессе чувства должны восстанавливаться, когда угроза прошла и ребёнок чувствует себя в безопасности. Однако это должно случиться вовремя, иначе мозг утратит способность адекватно интерпретировать чувства и связывать их с предшествующими событиями.

Другими словами, школьники отчаянно нуждаются в ощущении «окончания школьного дня», когда их чувства смогут к ним вернуться. Им необходимо безопасное место, где эмоции смогут оттаять, а эмоциональная броня будет снята, где их чувства наверстают упущенное, а влияние стресса будет устранено. Этот процесс восстановления является невероятно важным… и чем раньше он случится после нахождения в небезопасной обстановке, тем лучше.

курс Покой. Игра. Учеба

Безопасность – самое главное. Существуют два природных источника безопасности для детей. Ребёнок ощущает себя в безопасности, когда он испытывает близость с теми, к кому он глубоко привязан. Он также чувствует безопасность, когда целиком вовлечён в пространство игры эмоций; это может быть музыкальное произведение, любимая история, уединённое место, игра «понарошку» или даже какое-либо творчество. Игра на электронных устройствах не является площадкой для игры эмоций, так как она чересчур связана со стимуляцией и достижением результатов, чтобы идти на пользу эмоциям.

школа, эмоции, стресс

Для меня в детстве самой любимой игровой площадкой для эмоций были качели, построенные для меня отцом. Совсем недавно я осознал, что до сих пор не перерос ни эту площадку, ни мою потребность в ней; редкий летний вечер пройдёт без того, чтобы я оказался на качелях и позволил своим чувствам наверстать упущенное за день. К сожалению, в нашем обществе ритуалы и обычаи «окончания дня», запускающие эмоциональное восстановление, быстро исчезают.

Если бы дети после возвращения к нам из школы могли расплакаться или даже «вытошнить» на нас все свои чувства, нас бы, по крайней мере, успокоил тот факт, что их процесс эмоционального восстановления идёт как надо. Хорошо, что в школе их чувства притупляются, так они могут действовать в небезопасной обстановке и сохранять работоспособность, когда их чувства заденут.

Замечательно, что наши дети рядом с нами ощущают безопасное пространство, где их чувства могут их «догнать». Для их эмоционального здоровья невероятно важно, чтобы их чувства восстанавливались и выполняли свою задачу – взращивали психологическую устойчивость и помогали ребёнку взрослеть. С точки зрения эмоций, именно так всё и должно быть; нам не нужно знать все детали – что именно случилось в школе или при общении с их друзьями, – чтобы произошло эмоциональное восстановление.

Итак, наши дети возвращаются в школу – давайте же обеспечим им пространство для «окончания школьного дня», где их чувства смогут наверстать упущенное. Не существует лучшей инвестиции в их эмоциональное здоровье и благополучие.

Гордон Ньюфелд

Перевод Ирины Маценко

Источник

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, нам хочется поделиться с вами уникальными материалами об эмоциях, чтобы глубже понять эту важную тему.

подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *