Модель Ньюфелда в детских садах

Photogenica-PHX694104.jpg

Как применить модель Ньюфелда на практике не только в семье, но и в детских садах или школах? Предлагаем прочитать отрывок из методического пособия от Института Ньюфелда.

Теория Гордона Ньюфелда о многоуровневой привязанности очень практична: родители, педагоги, воспитатели часто делятся тем, как, применяя на практике эти знания, они улучшили отношения с детьми. Цель пособия – помочь педагогам и воспитателям в детских садах стать теми взрослыми, в которых нуждаются дети, показать основные потребности детей, а также поделиться педагогическим опытом тех, кто уже применяет теорию привязанности.

Задача детского сада – дать ребенку безопасную привязанность, помогать ребенку переживать расставание с его основными привязанностями максимально нежно, дав заботу, опеку, ощущение безопасности, надежности.

Ольга Писарик

Чтобы ребенку было уютно в детском саду, воспитателям нужно поддерживать его связь с родителями, иметь с ним теплые отношения. В саду у ребенка должна быть возможность выражать свои эмоции и играть. Каким образом этого достичь? Какие ритуалы помогут сделать детский сад продолжением его дома? Педагоги из разных стран рассказывают, как применяют теорию привязанности.

Вот опыт Наталии Кобялко, воспитательницы детского сада из Минска.

Интенсив

Как в вашем садике воспитатели поддерживают привязанность детей к родителям?

  • Много раз за день я говорю, как сильно их любят родители, и что после тихого часа и вкусного полдника они встретятся и обнимутся.
  • В утреннем кругу мы рассказываем друг другу про выходные или вечера с семьей.
  • Играем в словесные игры, где подбираем нежные слова папочкам и мамочкам, придумываем комплименты для них. Или ребенок рассказывает про своих маму или папу: какой он/она, что любит или не любит, как они вместе проводят время, любимая игра и т.д.
  • Мы поздравляем каждого родителя с днем рождения. Готовим совместный подарок (например, разрисовываем кружку) и вечером водим хоровод.
  • Раз в году я провожу папин и мамин день. Т.е. папа, а затем и мама каждого ребенка проживает с нами полдня (что-то проводит по своему усмотрению: читает сказку, играет в игры или просто находится рядом).
  • Родитель может в любой день побыть с нами в детском саду.
  • К некоторым праздникам родители своими руками делают подарки для детей (например, мамы шили рюкзачки для запасных вещей, папы делали луки).
  • Детки спят на своем постельном белье, которое вместе с мамой выбрали и принесли в садик.
  • У ребенка есть возможность позвонить родителям (но пока еще такой возможностью никто не воспользовался).
  • Почти все наше творчество, т.е. все, что мы делаем с детьми, создается со смыслом. Мы валяем картину из шерсти в подарок маме. Шьем брелок на ключи для папы и т.д.
  • Устраиваем сюрпризы для родителей (готовим вкусные печеньки, учим песенки и стихи про родителей).

Как поддерживается привязанность к садику?

Наш детский сад скорее напоминает большую семью. Когда ребенок приходит ко мне впервые, то инициатива на стороне родителей. Я все время рядом, но у меня не ведущая роль. Я играю, пою, рисую с другими детьми и не акцентирую сильно внимание на ребенке, но при этом у меня очень хороший контакт с родителем.

Нет временных ограничений в адаптационный период, я смотрю только по ребенку. Было и такое, что ребенок вместе с мамой ходил ко мне полдня около полугода, а кто-то и на следующий день спокойно оставался. Родитель играет активную роль в саду. Мы вместе играем в утреннем кругу, кушаем, рисуем, и даже если ребенок ничего не делает, то взрослый с большим интересом погружается в творческую атмосферу.

Ежедневно я встречаю каждого ребенка, и со временем у нас появляются свои ритуалы приветствия и прощания. Кого-то я беру на ручки, кого-то привлекаю к совместной деятельности, с кем-то мы долго общаемся и дальше вместе встречаем друзей. И, как правило, я не менее 5 минут общаюсь с родителем на разные темы (погода, природа, машины, настроение, темы, не связанные с ребенком), и ребенок активно принимает участие в разговоре.

В саду есть свой ритм дня, недели и месяца.  Со временем дети сами знают, что мы делаем в понедельник, во вторник и т.д. А в конце каждого месяца я провожу большие семейные праздники. Мы вместе собираемся, чтобы поиграть, показать сказку, потанцевать или сходить в поход. Такая большая деревня.

Подытожу:
1)       Активная роль родителя.
2)       Родитель + Воспитатель = команда.
3)       Воспитатель – любящий, ответственный, принимающий, поддерживающий, помогающий. Четко держащий границы и создающий атмосферу покоя.
4)       Совместные праздники каждый месяц.
5)       Ритуалы приветствия и прощания, как с ребенком, так и с родителем.
6)       Ритм дня, недели и месяца.
7)       Семейные праздники.

агрессия

Как вы помогаете детям распознавать и выражать эмоции фрустрации, тревоги, стремления к контакту и близости?  

  • Я всегда очень честно разговариваю с детьми. Проговариваю чувства и помогаю ребенку с ними пожить в безопасной для него атмосфере.  Я учу всех детей проговаривать: «мне так неприятно», «мне обидно, потому что….», «мне грустно…», «я не хочу….» и т.д. Из практики, на это уходит до 3 месяцев.
  • У нас есть Эпоха принцесс и рыцарей, и здесь мы образно знакомимся со своими драконами. Драконы – наши так называемые негативные эмоции. Мы их рассматриваем, рисуем, проживаем, приручаем, т.е. вместе ищем способы выражения и не подавляем.
  • В утреннем круге мы делимся своими впечатлениями, обсуждаем сложные или неприятные ситуации. Поначалу им было тяжело как-то проговаривать, но со временем они научились определять свое настроение и эмоции. 
  • В конфликтных ситуациях я всегда выслушиваю 2 стороны, и потом мы вместе решаем, если это возможно, как поступить дальше. В большинстве случаев каждая сторона проговаривает свои переживания по ситуации и происходит перемирие.
  • Сочиняю сказки (сказкотерапия), использую тактильно-коммуникативные игры.
  • Подбираю сказки с определенным смыслом – и первую неделю рассказываю и показываю я, а на следующей неделе дети, вживаясь в образ злой тучки или любящей мамы, показывают спектакль.

Наталия Кобялко

Дети рождаются очень незрелыми. Это касается не только физиологических и физических, но и эмоциональных, и психологических аспектов. Однако у каждого ребенка есть потенциал стать независимым и жизнеспособным существом, быть полным любознательности, жизненной энергии, энергии дерзновения.

Ребенок имеет потенциал восстанавливаться после сильного стресса, извлекать пользу из трудностей, учиться на последствиях своих действий. У детей есть потенциал стать уравновешенными, чуткими, способными принимать во внимание обстоятельства, видеть перспективу, поддерживать ценности равноправия. Для раскрытия этого потенциала нужны определенные условия.

О том, какие условия помогут ребенку раскрыть свой человеческий потенциал, приглашаем вас прочесть в методическом пособии «Модель Ньюфелда в детских садах».

Пособие составлено Еленой Фурдак
Редакторы: Галина Стрелец, Ирина Шокур

Фото: photogenica.ru

One thought on “Модель Ньюфелда в детских садах”

  1. cabinet-pgumos.ru:

    Я была уже немного знакома с понятиями привязанность , заботливая альфа , интегративное мышление , слезы тщетности , то есть была в теме. Но, все равно, уже первое занятие ИнтенсиваI превзошло мои ожидания. Пожалуй, самое главное открытие, что тема привязанности это лишь часть модели Ньюфелда. Зрелость совершенно для меня уникальный взгляд на развитие личности человека. И тут, как всегда, две новости: одна хорошая, другая плохая. Плохая: зрелость очень редкое качество в наши дни. Хорошая: потенциал достижения зрелости есть у всех. Конечно, как говорит сама Оля, теория Ньюфелда это очень богатый материал . И в двух словах я не берусь ее изложить. Но, вот это понимание процесса реализации своего человеческого потенциала оно очень обнадеживающее, дающее смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *