Что нужно обязательно взять с собой в школу

от estel-the-fair
Что нужно обязательно взять с собой в школу

О том, что нужно обязательно взять с собой в школу ребенку с точки зрения психологии развития, статья Деборы Макнамары.

Однажды подруга рассказала, что ее сын не понимает, почему одна его знакомая девочка так сильно переживала разлуку с матерью в школе. Перед расставанием девочка обычно цеплялась за мамину руку и с плачем требовала не оставлять ее.

Моя подруга объяснила, что пятилетней девочке было страшно отпускать маму и оставаться с людьми, которых она плохо знала. Не понимая, мальчик сказал: «Но почему она не разговаривает со своей мамой в голове?»

Удивившись, моя подруга посмотрела на сына и спросила: «Ты так делаешь?» Он ответил: «Да, я разговариваю с тобой в голове весь день, и тогда я не чувствую себя так одиноко и не скучаю по тебе так сильно».

Взрослый, с которым у ребенка есть близкая психологическая связь, – вот то, что каждому ребенку нужно взять с собой в школу. Другими словами, нести с собой ощущение, что дома есть к кому вернуться и поделиться секретами, почувствовать значимость, принадлежность и заботу.

Оно лежит в основе способности ребенка быть стойким, находчивым и переживать неприятности. Оно поможет ребенку справляться с трудностями, которые неизбежно будут возникать в школе: от изучения новых предметов до успешного решения сложных задач.

Это ощущение окажется самым важным помощником в ситуациях, когда придется иметь дело с проблемными одноклассниками, с друзьями, перешедшими на сторону врагов, или хулиганами, которые есть на каждой игровой площадке.

Природа наделила привязанность прекрасным свойством: чувствовать связь с человеком, даже если физически его нет рядом – но при этом мы должны быть уверены, что занимаем надежное место в сердце этого человека.

Отнюдь не обучение специальным навыкам, умения жестко защищаться или «брать себя в руки», а надежные отношения хотя бы с одним заботливым взрослым обеспечивают у детей развитие жизнестойкости.

Мы не должны оберегать наших детей от всех трудностей, однако стоит убедиться, что они столкнутся с ними не в одиночку. Родной дом для сердца – это отношения.

Защитные свойства отношений со взрослыми

Когда у ребенка есть крепкие отношения со взрослым, его сердце защищено. Когда ребенка больше волнует, что думает о нем взрослый, к которому он больше всего привязан, то его эмоциональная система будет защищена от ранящих слов и действий других людей. То, что говорят другие дети, не будет таким болезненным, токсичным, личным и не сможет ранить глубоко.

Лучшая прививка от «злых» детей – это взрослый, который поддерживает своего ребенка.  Пригласить ребенка в отношения, которые будут добрыми, щедрыми, прощающими и неразрушимыми, должен именно взрослый.

Несмотря на то что отношения со взрослыми защищают детскую эмоциональную систему от болезненных ситуаций в течение дня, у ребенка все равно будут появляться слезы, которые придется выплакивать. Будут возникать проблемы, которые нужно решить. И будут появляться эмоции, которые стремятся к выражению. Именно благодаря отношениям ребенок сможет расслабиться и отдохнуть от всего, что пошло не так, чтобы потом принять реальность как таковую.

Каждый вечер – как будто это моя «родительская домашняя работа» – я собираю детей и прощупываю их эмоциональное состояние. Моя цель – помочь им разобраться в разочарованиях, обидах, а также в их восторгах и радостях.

Иногда они спонтанно фонтанируют рассказами о событиях дня, но временами им требуется пространство, тишина, еда или игра, прежде чем я смогу вовлечь их в разговор. За ужином мои дети иногда наперебой рассказывают свои истории, но нередко могут и молчать, давая мне понять, что лучшим моментом, вероятно, будет разговор перед сном.

Мне неважно, когда и где мы поговорим с детьми о событиях дня, – главное, чтобы этот разговор произошел. Я слежу за нашими отношениями и прислушиваюсь к их эмоциональному миру, отслеживая момент, когда я сильнее всего буду им нужна. Я верю, что мои дети, выходя во внешний мир, больше всего нуждаются в отношениях, которые помогут им заякориться дома.

Как развивать крепкие отношения с детьми

Рецепт развития прочных отношений с ребенком нельзя свести к набору инструкций, указаний или заклинаний, которых нужно придерживаться. В корне отношений лежит приглашение.

Это приглашение зависеть, доверять, быть ведомым и чувствовать себя с вами как дома. Мы не можем указывать, как правильно выстраивать и защищать отношения, но мы можем быть уверены, что они станут ответом на невзгоды и проблемы разделения.

К сожалению, слишком много детей не привязаны к родительскому дому, они начинают искать замену, которая стала бы для них опорой, на стороне. Часто они пытаются найти поддержку у друзей, что обычно приводит к эмоционально ранящим ситуациям. Дружба с незрелым ребенком – это плохая замена тем заботливым отношениям, которые может предложить взрослый.

Хорошая новость заключается в том, что учитель или другой взрослый также могут стать надежным домом для сердца ребенка. Ощущение, что кто-то заботится о них и дает им приглашение к отношениям, оказывается спасительным, когда дети сталкиваются с отвержением, разлукой или когда их дразнят ровесники. От помощников учителей, которые помогают справляться с трудными задачами, до психологов, дающих поддержку в трудные дни, – эти взрослые могут иметь большое значение для детей, когда они не могут найти дома то, в чем больше всего нуждаются.

Для создания прочных отношений с детьми и защиты их от конкурирующих привязанностей, таких как сверстники или гаджеты, есть несколько ключевых стратегий.

1. Завладевайте вниманием ребенка и задействуйте инстинкты привязанности

Мы все ищем контакта друг с другом – это главный стимулирующий фактор для системы внимания. Наша задача состоит в том, чтобы первыми завладеть вниманием наших детей: обратить их взгляд на себя, в знак согласия добиться улыбки или кивка головой. Нам нужно налаживать контакт с детьми каждое утро – входить к ним в комнату, рассказывать о планах на день, делиться забавными историями, – словом, делать то, что вас сближает. Кормление ребенка – прекрасная возможность встретиться глазами и пригласить полагаться на вас.

2. Взращивайте чувства преданности и принадлежности

Когда взрослый не поддерживает сторону ребенка, не понимает его точки зрения, через методы последствий или тайм-аутов использует против него то, что дорого, такое поведение воспринимается как предательское, что наносит удар по отношениям.

Когда у детей возникает ощущение, что взрослый не с ними, в отношениях возникает разделение. Проблема в том, что бывают моменты, когда мы не можем терпеть поступки или слова ребенка, когда его поведение явно неуместно, и мы должны что-то предпринять.

Мы можем без потерь проходить через эти ситуации, если принимаем чувства и мысли, которые взволновали ребенка, и тем самым сохраняем ощущение принадлежности и преданности.

Проговаривая то, что неприемлемо, мы можем дать понять ребенку, что понимаем его и готовы помочь с тем, что у него не работает. Это не значит, что мы должны сделать так, как хочет ребенок, но мы можем дать ему пространство для эмоций.

Помогаем детям учиться

3. Семейные ритуалы, уклад и распорядок дня

Поскольку в жизни дети неизбежно сталкиваются с разделением, то им необходимо регулярно возвращаться к тому, что их заземляет. Ритуалы и уклад – вот якоря, обеспечивающие стабильный фон и предсказуемость контакта в отношениях.

Утренний распорядок, который начинается с приветствия и заканчивается прощанием перед уходом; вечер, когда мы снова встречаемся, здороваемся, а затем желаем спокойной ночи – все это создает ритмы, связывающие детей со временем, местом и людьми. Когда возникает слишком много разделения, то помогает ощущение контакта и близости, которое дают ритуалы, уклад и распорядок дня.

Реальность такова, что мы не можем сделать детский мир совершенным или гарантировать, что ребенок никогда не столкнется с трудностями. Дерзать и пробовать себя вне стен дома – важная часть жизни. Школа часто дает возможность сделать первые смелые шаги в этом направлении, и нам не стоит тревожиться о том, что там поджидает детей.

Нам же нужно работать над тем, чтобы ребенок ощущал крепкую опору в отношениях с нами, и тогда это сможет защитить его сердце от ран. Отношения это и есть дом сердца. Когда мы поймем это, то перестанем бояться, что дети однажды будут слишком далеки от нас.

Дебора Макнамара

Перевод Елены Жевлаковой

Редактура Татьяны Безбородовой

Источник:
http://macnamara.ca/portfolio/the-one-thing-every-child-needs-in-their-school-backpack/

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, в продолжение темы еще несколько статей для вас.

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.